Пять лет Сообществу - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пять лет Сообществу

Пять лет Сообществу

Юбилей ЕврАзЭС отмечали скромно и по-деловому - анализируя исполнение "Десяти простых шагов".

  • 5 Октября 2005
  • 966
Фото - Caravan.kz

На днях в Алматы завершился круглый стол «Десять простых шагов навстречу простым людям — итоги и проблемы», посвященный пятилетию создания Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС).
Организаторами его стали казахстанский МИД и Секретариат Интеграционного комитета Сообщества. Сначала планировалась придать мероприятию международный, в рамках всех государств ЕврАзЭС, характер, но потом перерешили проговорить ситуацию сначала на уровне экспертов Казахстана и России.
В самой первоначальной попытке «большого» круглого стола была обнаружена объективная проблема: процесс анализа пятилетнего функционирования ЕврАзЭС в рамках всех его участников был назван очень сложным и нуждающимся в предварительном исследовании. Почему? Есть трудности со сбором информации по реализации идеи «Десяти шагов», заложенной в свое время в качестве идейной основы в создание Сообщества, вносят определенные проблемы для общего анализа и разные темпы экономических реформ.
Были выявлены неполнота и несопоставимость информации. На это нельзя не обратить внимания — очевидно, что перечисленное говорит о несовершенстве процессов координации политики по формированию ЕврАзЭС во всем объеме его развития.
Оснований для драматических оценок, однако, нет: на наших глазах Европа, имеющая очень долгий опыт развития интеграции, завершает один ее период и очень непросто переходит к следующему (например, самое знаковое событие последних дней, решение о начале переговоров о вступлении в ЕС Турции).
Поэтому, когда высокие чиновники Интеграционного комитета ЕврАзЭС на пресс-конференциях отвечают на вопросы журналистов о малом количестве примеров экономических проектов в рамках Сообщества, мол, не так это быстро делается, посмотрите на Европу, — они, в целом, правы. И хотя та ситуация, что сложилась сейчас вокруг ЕврАзЭС, выглядит несколько странной из-за дефицита конкретных, осязаемых, проектов, в общем нельзя оспаривать, что ЕврАзЭС как международная организация состоялся. На постсоветском пространстве оно остается уже несколько лет самым динамично развивающимся интеграционным объединением, в отличие от впавшего не то в кому, не то в летаргию СНГ и изначально полумифического ГУАМа.
Объем товарооборота между странами Сообщества за пять лет его существования вырос в два с половиной раза. Сейчас государства, объединенные в эту международную структуру, проводят экономическую политику, в основе которой лежит одна, объединяющая, идея: ориентация на максимальное развитие собственного производства. Развитие интеграционных процессов идет в направлении важных шагов: к созданию условий для свободного перемещения рабочей силы, совместной разработке топливно-энергетического баланса, унификации торговой политики в отношении третьих стран (не членов ЕврАзЭС), и даже в сторону такого непростого вопроса, как сближение железнодорожных тарифов. Особая тема — это постепенно продвижение вперед к установлению общего таможенного тарифа, что по существу означало бы ликвидацию внутренних таможенных границ между странами ЕврАзЭС.
Фактически функционирует в рамках ЕврАзЭС соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан, принятое в 2000 году, вступившее в силу в 2002 году. Оно является развитием одной из идей, инициированных президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в числе «Десяти простых шагов». Так же как и меры по созданию необходимых условий для получения гражданами ЕврАзЭС неотложной медицинской помощи на территориях друг друга. В этих направлениях сотрудничество развивается достаточно успешно. Зато в другом сохраняются трудности: речь об интеграционных процессах в системе образования — там проблемы объясняются экспертами разными подходами стран к ее реформированию.
В качестве стратегических мер по сближению позиций стран-членов ЕврАзЭС эксперты предлагают ряд мер, среди которых усиление координации в выработке единой социальной политики, направленной на сближение жизненного уровня населения наших государств; активизация работы по урегулированию миграции; формирование общего образовательного пространства; поощрение меры по развитию малого и среднего бизнеса.
Всем странам ЕврАзЭС необходимо совместно «наращивать» социальное содержание своих реформ, как самостоятельно, так и совместно, в рамках Сообщества. На это обратил внимание известный российский экономист Абел Аганбегян. Если по экономическому развитию государства ЕврАзЭС находятся примерно в третьем десятке среди стран мира, то по некоторым важным социальным — уже в пятом. «У нас в составе валового внутреннего продукта очень низкий удельный вес потребления населения, зато высок вес государственных расходов на цели, не связанные с потреблением», — заметил академик. Еще хуже положение дел в здравоохранении, которое ученый назвал «худшим, что у нас есть».
В последние годы, по крайней мере, в Казахстане и в России, растут государственные расходы на образование и здравоохранение. Например, с 2006 года зарплата врачей в России будет поднята с нынешних в среднем 300 долларов до 600. Но все это делается в наших странах «без жесткой целевой привязки», — подчеркнул г-н Аганбегян. А если они и провозглашаются, то зачастую не выполняются.
Ключевой же проблемой остается везде на пространстве ЕврАзЭС бедность. И даже при общем невысоком уровне жизни можно «не иметь столько бедных, а хотя бы в три раза меньше».
А все потому, что в наших странах огромный разрыв в доходах. Богатые не платят налогов, заметил ученый.
— Вроде люди неплохо живут, средняя зарплата в России превысила 300 долларов, а в бюджете налоговые поступления с населения составляют 10%. В России практически нет одного из главных налогов — на недвижимость, который богатые должны платить во много раз больше, чем бедные. Реально этот налог сейчас копеечный, — заявил экономист.
Для успешной интеграции необходимо улучшение социальной ситуации в наших странах, а для этого — целевой подход с позиций конечного результата.