Эксперты предрекают эскалацию конфликта, несмотря на усилия российской стороны.
Владимир Путин встретится в Сочи с президентами Армении и Азербайджана — Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, не исключив, что руководители государств обсудят обострение ситуации в зоне нагорнокарабахского конфликта. Планируется, что Путин в субботу, 9 августа, встретится отдельно с каждой из сторон, а в воскресенье пройдут трехсторонние переговоры. Визит президента России в Сочи был намечен до эскалации конфликта на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения, произошедшей в прошлый четверг.
Ранее правительство Еревана анонсировало предстоящий в конце недели армяно-азербайджанский саммит в Сочи, также запланированный до обострения в зоне конфликта. В переговорах не предполагается участия президента Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяна, сообщил его официальный представитель Давид Бабаян. Он напомнил, что с конца 1990‑х годов переговоры между лидерами Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха не проводились. В последний раз активные попытки примирить стороны предпринимал Дмитрий Медведев — в январе 2012 года президенты России, Армении и Азербайджана также встречались в Сочи. По итогам той встречи сообщалась, что стороны «достигли понимания».
31 июля после многолетнего затишья возобновились боестолкновения между армянскими и азербайджанскими военными. Министр обороны Нагорного Карабаха Мовсес Акопян 4 августа назвал последние данные о потерях обеих сторон: «В общей сложности с 28 июля по 2 августа в различных направлениях линии соприкосновения азербайджанская сторона потеряла 25 убитыми и более 30 ранеными. За тот же период Армия обороны НК потеряла пять военнослужащих, семь были ранены». Армянские информагентства со ссылкой на оперативные данные Армии обороны Нагорного Карабаха передают, что азербайджанская сторона 3—4 августа нарушила режим прекращения огня около 500 раз и произвела более 8500 выстрелов из стрелкового оружия различного калибра. Минобороны Азербайджана сообщает о 13 погибших со своей стороны. И обе стороны называют столкновения последних дней самым масштабным за последние дни. Министры обороны Азербайджана и Армении Закир Гасанов и Сейран Оганян тем временем проводят встречи с военнослужащими в зоне конфликта. Оганян уже объявил, что правительство намерено повысить зарплаты солдатам-контрактникам, а Гасанов вручил награды участвовавшим в столкновениях военнослужащим.
Стороны продолжают обвинять друг друга в несоблюдении условий перемирия, предусмотренных протоколом о прекращении огня 1994 года, и в попытках свести на нет усилия по урегулированию карабахского конфликта, предпринимаемых в рамках Минской группы ОБСЕ. По версии Баку, снайпер с армянской стороны убил азербайджанского солдата, спровоцировав возобновление вооруженного противостояния. В Ереване сообщают, что азербайджанская диверсионная группа проникла на территорию непризнанной республики и обстреляла армянскую территорию из артиллерийского и стрелкового оружия.
Опрошенные политологи в Азербайджане, Армении и России в числе основных причин обострения называют отсутствие в последние годы не только прогресса в урегулировании конфликта, но и отсутствие трехсторонних переговоров.
«Напряженность росла на фоне отсутствия даже попыток возобновить переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ», — говорит политолог, член парламента Азербайджана Расим Мусабеков. Впрочем, на его взгляд, события последних дней — следствие незаконных притязаний Армении на азербайджанскую территорию.
«Азербайджанская сторона регулярно провоцировала Армению, в последний раз Ереван отреагировал жестко на агрессию», — говорит армянский политолог Александр Искандарян. Он не ждет, что на переговорах 8—9 августа будет достигнут хотя бы малейший прогресс.
Директор Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Юлия Якушева уверена, что на ситуации сказалось намерение Армении в октябре вступить в Евразийский экономический союз. «Сближение России и Армении не может устраивать Запад и страны, которые тесно связаны с ним. Есть силы, которые, особенно после событий на Украине, заинтересованы в создании по периметру России кризисных зон», — говорит Якушева. Но и она напоминает, что последний прорыв в урегулировании нагорнокарабахского конфликта был достигнут в 2007 году: в Мадриде были согласованы основные принципы, по которым должны были идти переговоры. Но и они спустя семь лет не были реализованы.