Уже год они заняты развитием автотуризма в стране и говорят, что почти все акимы областей идею поддерживают, дело за малым – выделением денег.
Оставшись без работы после знаменитого самороспуска, мажилисмены пятого созыва отправились в путешествие по Казахстану. Кто-то, как Мейрам Бегентаев, купил навороченный дом на колесах со всеми удобствами, кто-то просто закинул старую палатку в личный джип, как Нурлан Жазылбеков.
Но, как быстро выяснили неокочевники, какой бы прекрасной и уникальной ни была природа Казахстана, отсутствие дорог и элементарного сервиса все портит.
– Вот, например, я был летом на Алаколе. Большое озеро, сотни отдыхающих. Полчаса сидел на берегу, наблюдал за людьми. И за все это время практически никто не ходил в туалет. Оно и понятно, кабинки поставили черт-те где, пока доберешься, и комаров покормишь, и сам устанешь. Получается, все малую нужду справляют прямо в озеро. Ну разве это правильно? Поставьте туалеты на берегу, огородите их культурно!
С каждого, кто владеет санаторием на берегу, надо жестко за это спрашивать, – уверен экс-мажилисмен, а ныне председатель движения казахстанского караванинга Нурлан Жазылбеков.
Вместе с коллегами по парламенту и единомышленниками он стал продвигать идеи автотуризма на самых разных встречах с представителями власти.
– Сейчас мы ведем переговоры с акиматами областей, чтобы они все создали маршруты для караванинга. Чтобы любой иностранный гость, приехав, мог взять карту, на которой видно, где стоят кемпинги и заправки, и спокойно отправлялся в путешествие. Кроме того, именно акиматы должны решать проблемы с плохими дорогами. До того же Алаколя без джипа не доберешься, сложно доехать до Баянаула в Павлодарской области и до многих других привлекательных для туристов мест. В принципе, областные акимы готовы работать, практически все дали согласие сотрудничать и развивать инфраструктуру у себя в регионе, – рассказывает Нурлан Жазылбеков.
Параллельно ведут караванеры переговоры и с членами кабмина.
– Купить новый автодом простому казахстанцу достаточно дорого. Бэушный вроде бы дешевле, но на него очень большие таможенные пошлины, так что в итоге все равно получается накладно. Поэтому мы сейчас ведем переговоры с минфином, министерством национальной экономики о том, чтобы завезти определенное количество автодомов в Казахстан без таможенных пошлин. Думаю, это вполне оправданно, потому что аналогов на территории Казахстана не производится. В 2017 году эти автодома можно предоставлять посетителям выставки ЭКСПО, чтобы у них была возможность самостоятельно проехать по Казахстану, потом сдавать в аренду и нашим гражданам, которые хотели бы путешествовать таким образом, но не могут купить себе автодом, – рассуждает Нурлан Жазылбеков.
А интерес к караванингу в Казахстане со стороны иностранцев очень большой. Клуб караванеров, где состоят депутаты, уже подписал договор о сотрудничестве с китайским клубом, в котором состоит около 5 миллионов любителей самостоятельного автотуризма. Есть интерес со стороны россиян, европейцев.
Для местных бюджетов это если и не золотая жила, то стабильный доход однозначно.
– Вот, например, в этом году приезжали итальянцы на 13 машинах. Мы не знали, где их разместить в Алматы! Хорошо, нашелся знакомый ресторатор, у которого перед рестораном была большая парковка, он согласился их пустить к себе. Так они за ночь по 50 евро с машины ему платили. Плюс питались у него в ресторане, в город выезжали. В итоге за время пребывания в Алматы каждый оставил примерно 2 000 евро. Это же хорошие суммы для малого бизнеса, – говорит экс-мажилисмен.
Нурлан Жазылбеков уверен, что развитие автотуризма пойдет гораздо быстрее, если зарплата областных бастыков напрямую будет зависеть от того, сколько денег поступает в бюджет от малого и среднего бизнеса. Ведь именно МСБ должен строить кемпинги и кафе с магазинами, в которых станут питаться заезжие туристы. А одна оборудованная стоянка для караванеров может стоить около 15 миллионов тенге.
Астана