Merry Christmas на колесах
На днях привелось съездить по делам в столицу. Самое удобное дело в этом случае это, доложу Вам, уважаемые читатели, — путешествовать на поезде. И цены на проезд не самые кусачие (хотя бы, по сравнению с авиатранспортом), и тепло в вагонах (да так, что кажется, вот-вот волосы начнут обугливаться), и завтрак на полку приносят (правда, только в поезде «Алматы — Астана», в «Астана — Алматы» сия услуга отсутствует), и ресторан «фунциклирует» с достойным для нашей бескрайней степи ассортиментом.
В общем, поезд дает все прелести задумчивого путешествия, когда пейзаж за окном не отвлекает тебя от мыслей о судьбе твоей Родины. Впрочем, надо сразу признать, что далеко не все соседи по путешествию предавались таким вот размышлениям. Еще по пути от станции «Алматы -2» до станции «Алматы — 1» добрая половина пассажиров, начинает воспринимать перестукивание колес, как вызов, и принимается глушить сознание разнообразными и вкусными напитками. Эксцессов это, к счастью, не вызывает, но дальнейшая дорога проходит уже «под аккомпанемент» настойчивого амбре высококачественных изделий (все-таки в столицу едем!), которое разливается по всему составу. Спасение от него можно найти в тамбуре. Но там зябко и скользко, и больше одной сигареты за раз, ни почем, не выкурить.
Шу, Сары-Шаган, Агадырь… Станции, на которых делаются остановки на фирменных скорых поездах до Астаны и обратно, также дают возможность отвлечься от высоких дум, и заглянуть правде жизни в глаза. Если перед отъездом из Алматы, прямо у вагона вы можете приобрести ананасы в любых количествах, то в провинции в ходу: мандарины, вареники, вобла, жареная рыба, пиво, водка в подозрительных бутылках, манты. И широкий ассортимент российской прессы «желтого» направления. Ну, там, где убивают, насилуют, раздевают и раздеваются. Казахстанские СМИ среди печатного товара отсутствуют. Одновременно с этим, местные инвалиды безуспешно пытаются давить на жалость, но путешественники, в большинстве своем, неприступны.
Если вышеупомянутые станции производят впечатление глубокой консервации еще постперестроечной жизни, то в Караганде, наоборот, видно, что в нашей стране реформы идут, и достаточно быстро. На железнодорожном вокзале ощущается дефицит таксистов, а из разговоров с карагандинцами, подсевшими в поезд, можно узнать, что в городе работает 10 телеканалов, причем, в Темиртау — 4 местных. Значит, есть у людей деньги (пусть и не огромные) на создание собственного (пусть и не уровня CNN и «Хабара») телевидения; значит, увеличилось количество наших сограждан, которые могут позволить себе прокатиться на «таксо». Тогда же можно узнать, что жизнь в Караганде кипит и пенится. И, кстати, местных жителей в этой ситуации меньше всего интересует, что решают политики в Астане, и, что по этому пишут и говорят журналисты в Алмате.
Честно говоря, я бы каждому работнику СМИ предлагал, хотя бы раз в год путешествовать по стране. Может быть, тогда мы реальнее стали бы представлять: ДЛЯ КОГО мы пишем, и ЧТО ЧИТАТЕЛЕЙ РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСУЕТ. А то открыл газеты после этой поездки, включил телевизор: и не узнал собственную страну. О КОМ, О ЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО?
Астана — уже столица. Чувствуется это прямо с жд вокзала. Конечно, здесь еще нет суеты и столпотворения, какие есть в Алматы. Да ей этого и не надо. Помимо правительственных зданий построенных несколько лет назад, появилось еще много новых административных комплексов. Повсюду видны новостройки. И, что важно, масса жилого строительства. Правда, пока сооружаются дома, так сказать, «элитного наклонения». Но, думается, всему свое время. Сегодня правительственные чиновники, да бизнесмены набесятся, а завтра — и до более простых граждан очередь дойдет. А то, что она дойдет, — нет сомнений, потому что еще очень много чиновников из министерств живут в общежитиях или снимают здесь квартиры.
Ну, а по количеству торговых комплексов, развлекательных заведений и бань на душу населения, — Астана уже ни в чем не отстает от Алматы. Хорошо это иль, плохо, не знаю. Но такова действительность.
Что же касается лично меня, то не могу не поделиться с читателями радостным ощущением отсутствия головной боли на протяжении всего пребывания в столице. Для меня это очень важно, т.к. в Алматы моя голова напоминает о себе, как минимум, 350 дней в году.
Обратный путь в южную столицу пришелся на рождественские дни, которые у нас принято называть «католическими». Поэтому сочельник был отдан размышлениям о пользе путешествий вообще, а непереводимый теперь уже «Merry Christmas!» совпал с радостью возвращения в родной город. И стало окончательно понятно: новогодние дни начались.
Штрихи новогоднего бытия
Рождественское затишье той половины мира, которая себя считает цивилизованной, безусловно, влияет на весь остальной мир. Сегодня, ни нефть нормально не продать, ни золото. Пока одни благостно переваривают традиционную индейку с яблоками и разворачивают последние подарки от Санта-Клауса, другие — пытаются заработать еще хоть что-нибудь и только ищут новогодние презенты.
В Соединенных Штатах и Европе Рождество — праздник семейный. А Новый год, — так сказать, общественный. Тут и на Times Square можно в миллионной толпе зевак выйти, и на Big Ben среди сотен тысяч других обывателей попялиться. Если же этих достопримечательностей рядом нет, то хорошо пробежать новогодний марафон или пойти на выступление заезжих поп-звезд. На худой конец, можно прокричать: «Happy New Year!» в веселой кампании, собравшейся в единственном городском баре.
В Казахстане, запомнившем, что Новый год надо обязательно отмечать только с середины 30-х годов прошлого века, сегодня все перемешалось. Граждане старшего поколения продолжают считать этот праздник семейным. В крайнем случае, — для узкого круга друзей. Более же молодое поколение, во всем подражая «крутому» Западу, считает Н.г. — самой коллективной вечеринкой в мире. Причем, почти безостановочной. Особенно в данном случае повезло молодым в это новогодье, когда правительство страны устроило по случаю перехода 31 декабря в 1 января, аж, шестидневные государственные каникулы.
Интересно, что в нашей республике, где тесно переплелись судьбы 125 наций и народностей, даже после обретения Независимости, даже самый ультра-национал-патриот не поднимал вопроса о том, почему казахстанцы отмечают «не родной», в принципе, праздник. Ведь, корни его уходят в христианство, а закрепление за ним всенародного статуса на нашей территории произошло в годы правления Коммунистической партии Советского Союза. Но никаких возражений по поводу «чужого» праздника до сих пор не последовало. И это один из характерных штрихов современной жизни республики. Другими «штрихами» являются «Старый Новый год» и Наурыз, которые мы также отмечаем всей страной.
Как тут не включить древний праздник: «Новый год», в список весомых политических реалий независимого Казахстана?
Итоги, надежды
Осталось всего несколько дней до Нового года. И этот факт, безусловно, влечет за собой массовые подведения итогов в среде нашей пишуще-говорящей братии. Я, по правде говоря, занимался этим делом более месяца. Чем, знаю, вызвал не очень однозначную реакцию у некоторых правительственных чиновников. А вот, депутаты парламента, наоборот, оказались весьма демократичными людьми, и почти не обижались на те эпитеты, которые они получили на страницах Караван.kz.
В целом же, когда говорят об итогах, предполагается, что хоть что-то будет сказано и перспективах. В этой связи, хочется отметить, что на внешней арене Казахстан, как никогда, может уверенно смотреть в будущее. Главные стратегические игроки мировой политики числят нашу республику в своих партнерах. А, если и бывают у них обиды, то они носят чисто локальный характер.
Один лишь пример: при всей разности подходов к определенным проблемам, Казахстан и Россия отнюдь не снижают темпов своего сотрудничества. А президент Путин побывал у нас в гостях, аж, 3 раза, — чаще, чем в любой другой стране в этом году. Побывала на прошлой неделе в Москве и казахстанская государственная делегация. И одним из главных поводов этого приезда стало начало Года Казахстана в России. Что и говорить, событие это — знаменательное…
А вчера закончился официальный визит президента страны Нурсултана Назарбаева в Китай. И там тоже были подписаны весьма важные для нашей республики договоры. Но, об это поговорим уже в следующем году.
Впрочем, международная жизнь и межгосударственная дружба, согласитесь, понятия для простого жителя страны — достаточно эфемерные. Конечно, дружить с соседями и не только, — это дело хорошее, как говорится, взаимовыгодное. Только вот, многие казахстанцы сегодня живут немного другими заботами. А многие — совсем другими.
Для того чтобы понять, как республика прожила 2002 год, лучше всего обратиться к жизни простых людей в регионах. Ведь именно там, а не в кабинетах Астаны, происходят главные события, которые и определяют судьбу государства. Поэтому, попытаюсь пунктирно пройтись по цепочке: район — город — область.
Жизнь района — жизнь страны. Данная формула верна, потому что, именно жизнь в любом районе — это и есть сгусток тех проблем и удач, которые имеют место быть в республике. Это правило, политологи выучили еще лет сто назад. В нашей же республике на впечатление от районных реалий также большое влияние оказывает и нынешняя неразрешимость проблемы перераспределения властных, организационных и финансовых полномочий внутри государственной вертикали.
И правительство и оппозиционеры сегодня очень складно говорят о том, что надо дать больше полномочий районным и другим региональным властям. На деле же, пока почти все остается на своих местах. Правда, жизнь в городах от этого не остановилась. Наоборот, новые правила экономической игры все больше проникают в провинцию. В результате чего простые граждане все чаще понимают, что ждать милостей от государства не следует, и ковать собственное счастье надо своими руками.
С другой стороны, надо признать, что даже в областных центрах жизнь в 2002 году, как и в советское время, по большому счету зависела только от областного начальства. Как скажет аким области, так и будет. Я уж, не говорю о других городах или поселках. Отсутствие внятных полномочий у городских властей, и почти барское небрежение к проблемам небольших регионов и больших городов со стороны областных акиматов, зачастую приводит к тому, что районные или городские власти вынуждены напрямую обращаться в Астану. Что, согласитесь, никак не способствует повышению эффективности государственной власти.
Но и в областных центрах жизнь простых людей из-за этого не прекращалась. Тем более, что почти у каждого акима появился «свой» иностранный инвестор, который работает в этом регионе. Именно с их помощью умные региональные начальники и облагородили в последнее время многие наши областные центры.
Вот такой и получилась жизнь простых казахстанцев в уходящем 2002-м году. Несмотря на политические катаклизмы и экономические бури, простые жители нашей страны продолжали жениться, рожать и воспитывать детей, бороться за свои права и зарабатывать на жизнь. А самое главное, казахстанцы продолжали и продолжают строить планы на будущее. И, наверное, это основной итог заканчивающегося года. Ну, а я поздравляю Вас, уважаемые читатели, с наступающим Новым годом, и желаю Вам счастья, здоровья и осуществления всех Ваших надежд!
До новых встреч в 2003 году!