Чемпионат мира по дебатам, на котором Алихан Казенов вместе с еще одним молодым казахстанцем Шынгысом АЙДЫНОВЫМ представлял Казахстан, проходил с 26 декабря по 3 января в Бангкоке (Таиланд). Участие в нем приняли более 400 команд из разных стран мира.
– Было 9 отборочных раундов, и нам не хватило одного балла, чтобы пройти в полуфинал. В итоге победила команда из Оксфорда. Но мы восприняли этот чемпионат как этап подготовки к чемпионату Европы, который будет в июле проходить в Нур-Султане. Будет много команд из европейских университетов. На прошедшем чемпионате мира были представлены интересные темы: например, об отмене торговых барьеров на рынках международной торговли. Были темы по правам женщин, феминизму, Олимпийским играм, вопросам демократии, выборам. При этом ни одна из них не дублировала другую. Мне понравилась тема последнего отборочного раунда. Она касалась системы образования. Обсуждалась вероятность того, чтобы в младшей средней школе формировать классы не на основании возраста, как это принято, а на основании интеллектуальных способностей и результатов учеников.
– Какую позицию отстаивала ваша команда?
– Мы отстаивали два аргумента: во-первых, доказывали, почему нынешняя система, когда градация идет только по возрасту, вредит детям, которые отстают от общей программы. Потому что она рассчитана на среднего ученика. Это снижает возможности детей, которые менее способны к обучению. Более того, чаще всего учителя фокусируются либо на средних учениках, либо на тех, кто успевает очень хорошо. И соответственно меньше внимания уделяют тем детям, которые в нынешней системе в классах отстают. Но есть дети, которые по своему развитию превосходят средний уровень, который заложен в образовательной программе. И когда они находятся в своей возрастной группе, они не могут уйти дальше и соответственно с меньшей вероятностью могут раскрыть имеющийся потенциал.
– То есть, если ученик показывает высокий уровень знаний и интеллекта, то, несмотря на то что ему, скажем, 8 лет, он может учиться в 4-м классе?
– Да. Пока такой практики в мире нет. Поэтому можно подумать, какие могут быть аргументы “за” и “против”, чтобы заменить существующую систему. Что-то подобное существует в Сингапуре, там более способных детей объединяют в отдельные классы, но это немного другое.
– Как дебаты стали вашей работой?
– Заниматься дебатами я начал на 1-м курсе Евразийского национального университета, где учился, – в дебатном клубе “Парасат”. С каждым годом я все больше понимал, что от дебатов не только получаешь удовольствие, но и извлекаешь много полезного. Во-первых, это навыки логического мышления, потому что цель любых дебатов – найти самое лучшее логическое объяснение той или иной проблемы. Второе – это такой важный навык, как навык публичных выступлений. Когда начинаешь понимать, что никаких барьеров в том, чтобы донести свою мысль, у тебя нет. В-третьих, это широкий спектр знаний. Никто не знает заранее, какую тему на турнире будем дебатировать. Это может быть что угодно: политика, международные отношения, религия, философия и так далее.
Поэтому дебаты предполагают развитие абсолютно во всех направлениях, ты никогда не ограничиваешься одной сферой.
В этом году я окончил ЕНУ, учился по специальности “геодезия и картография”, однако решил работать не по специальности, а в образовательной индустрии. Подал заявку на работу тренером по дебатам в Шанхае и прошел отбор в иностранную компанию. Сейчас работаю тренером по дебатам, занимаюсь со школьниками, начиная с 5-го по 9-й класс.
– Как оцениваете уровень развития дебатного искусства в Казахстане?
– Если говорить об активном вовлечении большого количества людей в это движение, активное участие наших дебатеров на чемпионатах мира и Европы, то можно сказать, что это достаточно молодое течение. Потому что представительство Казахстана, например, на чемпионате мира началось только с 2010 года.
По сравнению с Великобританией и США у нас меньше людей, которые интересуются дебатами. Меньше государственной поддержки. Насколько мне известно, в Нур-Султане только студенты Назарбаев Университета могут выезжать на большие турниры. В большинстве же других университетов такую поддержку не оказывают.
– Что бы вы посоветовали тем, кто желает самостоятельно освоить навыки ведения дебатов и использовать их в повседневной жизни либо в деятельности, которой занимается?
– Прежде всего, важно понимать, что это очень большая комплексная система, которая требует, как и любая сложная наука, детального изучения. Но некоторые советы тем, кому это интересно, могу дать. Во-первых, есть бесплатные онлайн-платформы, которые содержат большое количество материала для тех, кто не имеет возможности ходить в клубы, и таким образом получают возможность участвовать в бесплатных тренингах. Во-вторых, если мы говорим о дебатах не как о спортивном состязании, то для тех, кто хотел бы просто развивать этот навык, здесь полезно несколько вещей. Во-первых, заниматься постоянно анализом информации. Это может быть регулярное чтение новостей, отслеживание событий, которые происходят в мире, и обсуждение их с друзьями и коллегами с выражением своего мнения, позиции. Например, о том, какие необходимо внедрять законопроекты или новшества в социальной сфере. При этом внимательно слушать мнение других людей. Либо, если такой возможности нет, просто записывать свои мысли на диктофон. Сам я часто так делаю. Второй важный момент: для тех людей, которые сталкиваются с трудностями выражать свои мысли, я обычно советую для начала структурировать свои записи по данной теме. Можно проговорить все мысли, это будет полезно для того, чтобы выстроить структуру.
Проблема многих людей не в том, что у них нет идей, – идеи есть у всех, а в том, насколько они могут последовательно донести их до других людей.
Поэтому, я думаю, полезно делать четкие и понятные структурированные записи, а затем только выстраивать речь, исходя из этих записей. Это могут быть просто тезисы, которые не дадут вам сбиться с основной мысли. И держа их в голове, вы всегда дойдете до конечного вывода и сможете эту мысль полностью донести.
Справка "КАРАВАНА"
Дебаты (с греч. Διαβαθω – читаю) – четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичных споров направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определенного мнения по поставленной проблеме.
Ну и, как в любой другой деятельности, это всегда вопрос практики. То есть можно сколько угодно читать и изучать теорию, но всегда важно практиковаться – выступать, готовить презентации, просто общаться с людьми на разные темы, которые вы до этого не обсуждали. Это тоже полезная практика. Все эти навыки важны не только для турниров. Скорее всего, турнир – это просто плацдарм для того, чтобы подготовиться к реальной жизни.
Потому что любой вид деятельности, даже интервью с работодателем, – это всегда вопрос того, насколько вы хорошо доносите свои мысли, насколько логичны в своих размышлениях, насколько вы можете четко выразить свою мысль.
Это то, что ценит любой работодатель. А способность подготовить публичную речь – это плюс для любого управленца и менеджера. То есть дебаты – это хорошая школа, позволяющая получить те навыки, которые нам не дает нынешняя система образования.
Актобе