Самая трагическая фигура дорожного движения — конечно же, пешеход. Ибо на его долю приходится наибольшее число жертв. По статистике из 100 случаев дорожных происшествий — 50 происходит по вине пешехода.
По данным дорожной полиции, с начала года в Астане зарегистрировано 367 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых 41 человек погиб и 470 — получили травмы.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП уменьшилось на 13 процентов, но погибло на 4 человека больше.
За этот же период в текущем году произошло 61 происшествие с участием пешеходов, при которых погибло 4 человека и травмировано 58.
В том числе по вине нетрезвых пешеходов имело место 12 происшествий, при которых 1 человек погиб и 24 пострадало. Доля ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии, составила около 4 процентов.
Причины аварий неизменны: управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости и грубое игнорирование Правил пешеходами.
Цифры пугающие, особенно, если учесть, что они — лишь за несколько месяцев и только в одном городе.
Если заглянуть в историю, то на заре автомобилестроения в конце девятнадцатого века первый лондонский автомобиль в день своей первой поездки по туманным улицам, несмотря на первобытно малую скорость самодвижущегося экипажа, задавил пожилую женщину.
Пешеходы — тема для особого разговора. Где и как их выращивают, сказать трудно. Но то, что это профессиональные, изощренные нарушители правил уличного движения, известно всем.
Даже самый опытный автомобилист, расставшись хотя бы на минуту с баранкой, в один миг становится пешеходом-камикадзе со всеми присущими ему жертвенными особенностями поведения на дороге.
Мне кажется, что самый большой риск быть сбитым на нашей дороге — это переход улицы по «зебре». Даже если одна машина остановится, другое обгоняющее транспортное средство может не остановиться и совершить наезд.
Несколько лет назад мне приходилось быть очевидцем дорожно — транспортного происшествия. Пожилой мужчина переходил улицу по пешеходной дорожке.
Первым остановился большой автобус, пропуская пешехода, а обгоняющая автобус машина его сбила. Раздался глухой стук от внезапного контакта человеческого тела с железом, и я увидела, как шапка пострадавшего покатилась вдоль дороги, словно мячик по футбольному полю. К счастью мужчина остался жив, но на его голове была рана, из которой сочилась кровь.
Хотя и обычный переход дороги на зеленый свет светофора тоже может оказаться рискованным предприятием. В какой-то степени правила для пешеходов «написаны кровью», потому что основаны на жизненных ситуациях.
Оказывается, существует и такой документ как международная конвенция «О дорожном движении». Ее 9-й пункт гласит, что транспортное средство может обгонять другое транспортное средство, которое приближается к пешеходному переходу обозначенное разметкой на проезжей части дороги, или которое остановилось непосредственно перед этим переходом, только на достаточно сниженной скорости, обеспечивающей своевременную остановку в том случае, если на переходе окажутся пешеходы.
В теории где-то так и есть, а на практике — как получится. Зачастую пешеход несется между машинами, а те, в свою очередь, делятся на тех, кто пропускает и тех, кто норовит проехать насквозь.
Здесь хочется отметить, что данную конвенцию подписал Туркменистан. Сразу же после подписания международного документа были учтены новшества, внесенные в регламент дорожного движения на территории республики.
В свод правил включен ряд требований, направленных на повышение уровня благоустройства улиц и дорог, их чистоты, упорядочение движения на магистралях, установление уважительных взаимоотношений водителей и пешеходов.
Отныне водителям, например, запрещается курить за рулем, пользоваться во время движения мобильным телефоном, слушать громкозвучащие радио или магнитофоны.
Есть одно правило, которое применяется везде: незнание закона не освобождает от ответственности.
В Казахстане относительно нарушения правил дорожного движения пешеходами существует статья 473 Закона «Об административных нарушениях». Получается, что нерадивого пешехода могут оштрафовать на сумму одного месячного расчетного показателя, или на 971 тенге. Сумма небольшая, но факт остается фактом, если вы неправильно переходите дорогу на глазах у полицейского, придется расстаться с 971 тенге.
А можно не нарушать правил, если их знаешь. Абсолютно логично, если человек чего-то не знает, он может обратиться к специалисту, который его просветит.
Оказалось не в данном случае. Конечно же, есть книжки с правилами дорожного движения, но их не так часто читают пешеходы, или вообще не читают. Понятно если человек идет в школу вождения, там ему придется сдать экзамен на знание правил дорожного движения. А что делать и куда податься человеку, который не собирается садиться за руль?
Работники дорожной полиции проводят «Дни пешехода», обычно они ходят по школам и интернатам, рассказывая детям, как нужно вести себя на дороге. А вот относительно взрослых — ничего. Иногда на улицах города можно увидеть рекламные щиты, примерно с таким содержанием «Будь внимателен».
Совершенно иной подход в Европе к всеобучу правилам дорожного движения. У них тоже висят плакаты, но содержание не поучительное, а заставляющее делать вывод: хочешь лезть под колеса, пожалуйста, но посмотри, что будет после этого.
Из моего не очень большого опыта путешествия по Европе могу сказать, что там приятно нарушать правила дорожного движения, тебя не будут материть на всю улицу, а просто остановятся и пропустят. Переходя улицу «там» чувствуешь себя очень спокойно, не боясь, что водитель перепутает педали «газ» и «тормоз».
Меры профилактики нарушений правил дорожного движения отличаются по регионам, если у нас принято поучать в акциях, говорить такие банальности как «переходить улицу нужно, только в положенном месте», то в Европе немного по-другому.
На праздниках посвященных пешеходам, проводят программы по снижению количества автомобилей на дорогах города, предлагают чаще пользоваться городским транспортом или ездить на велосипедах.
Одной из причин наездов на дорогах является большое скопление машин. Количество транспорта увеличивается быстрее, чем расширяются дороги.
На начало 2005 года личный транспорт занимал 86,1% от общего числа транспортных средств в РК и составил 1319427 единиц: 1145499 легковых автомобилей, 134122 грузовых, 37189 автобусов и 2617 специальных автомобилей.
Всего автомобильный парк Казахстана на начало 2005 года насчитывал более 1,5 млн. (1532257) единиц автотехники, увеличившись за год на 4,1%.
Из общего количества 224872 единиц — грузовые автомобили, 1204118 — легковые, 40373 — специальные и 62894 — автобусы.
Тенденции к снижению количества машин на дорогах не предвидится, поэтому хочешь, не хочешь, а правила, соблюдать нужно не только водителям, но и пешеходам, если жить не надоело.
Мне хочется обратить внимание на несколько пунктов из правил дорожного движения пешеходов, если кому — то станет интересно ознакомится с полным списком, их можно купить в любом книжном магазине.
Итак:
» Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
» Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
» Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
» Запрещается переходить проезжую часть вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы в населенном пункте, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения.
» В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
» На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
» А вот самое, интересное. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, необорудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки.
Как часто соблюдать или не соблюдать правила решает каждый для себя сам. Лично я пользуюсь правилом «трех Д»: «Дай Дорогу Дураку», и вот уже 23 года оно спасает мне жизнь. Каждый день.
На фото: билборд на улицах Польши.
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru