В качестве призов обещаются как минимум электрический чайник, а как максимум — автомобиль или парочка миллионов тенге.
Пока жива вера человека в фортуну и в счастливый случай, который может принести баснословный барыш, будут процветать и разного рода мошенники.
Имя такой фортуне — халява, на ней-то и строят предприимчивые любители быстрого обогащения свой нехитрый «бизнес». Чаще всего доверчивые граждане «ведутся» на подобные лотереи, акции, викторины, ведь какой азарт — попытать счастья и испытать судьбу на пресловутое «вдруг повезет?». Именно этой слабой стороной человеческого характера и спешат воспользоваться некоторые дельцы. Они как скрипачи искусно и тонко играют на чувствах и карманах своих потенциальных жертв.
И не сеют, и не пашут — просто пишут
Это письмо в красивом, пахнущем свежей типографской краской конвертике, жительница Костаная пенсионерка Дарья Максимова обнаружила в своем почтовом ящике. В графе «Отправитель» значилось незнакомое иностранное название «Ридерз Дайджест». Письмо было прислано без указания адресата, но, тем не менее, к ней в почтовый ящик каким-то образом оно попало.
Обратная сторона запечатанного четырехугольника была более многострочна. На ней бравадное «Внимание» и далее по тексту: «Предложения об участии в финале оформляются в соответствии с официальной процедурой, утвержденной комиссией по проведению розыгрышей призов «Ридерз Дайджест».
Из всего написанного Дарья Николаевна поняла что «деловое» спецпредложение касается какого-то розыгрыша, причем от финала ее отделяют буквально считанные шаги — стоит только заполнить требуемые купоны и отослать их по почте. Но каким чудодейственным способом ей удалось попасть в список финалистов, ведь за всю свою жизнь она ни разу не принимала участия ни в одной лотерее? И с вопросом «Не обманут ли?» она отправилась на поиски своего счастья, но прежде, чем зайти в почтовое отделение, решила выяснить, что из себя представляет «Ридерз дайджест», принеся заветный конвертик в нашу редакцию.
Что из себя представляет «Ридерз Дайджест»? Всемирная Паутина характеризует его как достаточно известное американское издательство, которое даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса за особые заслуги — как издание, обладающее самой большой читательской аудиторией.
Этому способствовала внедренная создателем Дэвидом Уоллесом система целевой почтовой доставки с предложением оформить подписку. В США журнал выписывают 25 процентов жителей.
48 изданий издательского дома «Ридерз Дайджест» выходят на девятнадцати языках общим тиражом свыше 25 миллионов экземпляров.
Известно, что 98% подписчиков привлекаются именно благодаря прямой почтовой рассылке.
Схема взаимодействия с клиентами казахстанского представительства «Ридерз Дайджест» на первый взгляд витиевата, но если копнуть глубже и попытаться разобраться, то достаточно проста. Рассчитана на среднестатистического обывателя и на людей нелишенных … азарта.
Последние встречаются среди всех возрастов и социальных слоев — от 16 до 70. У здравомыслящего человека могут возникнуть вопросы и прокрасться сомнения ведь известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Во-первых, насколько подобные организации законны в нашей стране? А во-вторых, откуда у издательства порой имеются очень «интимные» данные наших граждан, иногда письма приходят с метрическими данными получателя и адресом: откуда эта информация известна зарубежной компании?
Дичь подана. На четырех колесах
С виду процесс розыгрыша безобиден. Для получившего такой конвертик, он не представляет собой ничего сложного и опасного. Всего-то делов — заполнить требуемые бланки и отослать по указанному адресу. Раз плюнуть. Не иначе рыбаки тоже имеют привычку поплевать на червячка, это как гарантия того, чтобы улов был стопроцентный. Но в данном случае рыбаки оказываются по другую сторону, закидывая наживку в качестве письма с обещаниями денег и призов.
Письмо из издательства «Ридерз Дайджест» начинается с купона участника IV розыгрыша призов «счастливый номер», выплатой на выигрышный номер ******** и суммой в целых 200 тысяч тенге.
Для пенсионерки одной суммы «двести тысяч» на слух достаточно, чтобы взяться за карандаш. Для тех, кому 200 тысяч — не предел мечтаний имеется «дичь» покрупнее — на четырех колесах Ниссан QASHQAI (снизу дается сразу перевод на денежный эквивалент — 4 миллиона родных тенге) — суперприз.
Делается это для верности, чтобы знать точно, что клиент «клюнет» и будет «добит» и «готов». Также обозначена предполагаемая дата розыгрыша, к примеру, у пенсионерки Максимовой это декабрь 2008 года. У вас еще есть время выиграть. Причем «чтобы воспользоваться предоставленным шансом проверить свою удачу, стоит поторопиться! Срок отправки ответа на это предложение мы ограничили 7 днями, считая от даты, когда оно попало к Вам в руки». Закрадывается вопрос, интересно, каким же образом организаторы розыгрыша будут определять прошло семь дней или не прошло, и как они узнают какого точно числа попало к вам в руки письмо? Но с другой стороны, ограничение во времени еще больше подогревает азарт граждан. Хотя услышать «ваше время вышло» можно и раньше чем через 7 дней. А чтобы не было сомнений в законности розыгрыша, ту самую законность представляют в виде двух печатей — на одной из бумажек имеется расплывчатый круг с ощущением некачественной компьютерной графики, на купоне участника печать поприличнее с указанием названия издательства. И двумя подписями. Далее эти два заполненных бланка помещаются в специальный маленький конвертик, который так и называется «Конверт для ответа». С обратным адресом «Ридерз Дайджест. Алматы. ММПО. а/я 30».
В свою очередь, алматинские коллеги писали в прессе о том, что обнаружить офис ТОО «Издательство «Ридерз Дайджест» в Алматы — дело совершенно безнадежное. Более того, абонентский ящик на главпочтамте южной столицы может открыть любое физическое или юридическое лицо. При этом вся информация будет конфиденциальна, а вся поступающая корреспонденция — приходить к владельцу ящика.
С одной стороны, упрекнуть ТОО «Издательство «Ридерз Дайджест» в мошенничестве или намеренном обмане потребителей нельзя. С другой, к сожалению, найти людей, которые выигрывали когда-либо в этой лотерее среди костанайцев, так и не удалось, несмотря на то, что издательство давно покоряет казахстанские просторы — с 1989 года. Может быть, такие примеры найдутся в других странах?
Близкое предчувствие «легких» денег туманит и дурманит. Среди обещанных золотых гор кроется небольшая хитрость — на вас денежный дождь прольется, если вы приобретете книгу — «Большой Атлас Мира» всего лишь за 6 250 и оплатите стоимость почтовым переводом (без учета комиссии за перевод).
Подсчитать сколько было куплено таким образом красочных атласов оказалось делом просто архинереальным. Сколько утекло таким образом казахстанских денег через алматинское представительство, а точнее а/я 30, денег за границу — тем более.
А какие связывают отношения издательство с налоговыми организациями, остается лишь догадываться.
В Алматы года два назад в местной прессе много писали о случаях, когда такие письма приходили на имя давно умершего человека. Из-за устаревшей базы данных, которая имелась у издательства, у родственников умерших подскакивало давление, учащалось сердцебиение. Дело доходило чуть ли не до вызова «Скорой». Каково вам получить конвертик с пометкой «содержание касается строго указанного адресата»? Кстати, по рассказам своих знакомых известно, что получить такой конвертик может не только умерший родственник, но и 7-летний ребенок.
Что касается вопроса о том, откуда берутся на конвертах имена и адреса получателей, то тут остается только выдвигать гипотезы. В Департаменте юстиции области говорят, что с их стороны никакой «утечки» быть не может — базы данных жителей находятся в закрытом доступе. Такая информация может быть предоставлена только сотрудникам правоохранительных органов по специальному запросу. Значит, либо в редакции пользуются телефонными справочниками, либо как и все фирмы, реализующие продукцию посредством каталогов, обмениваются информацией с «сотоварищами» по бизнесу. Хотя есть еще одна уловка для пополнения базы данных. Даже если вы не проявили желания вступать в переписку с редакцией, вам придет еще одно письмо с очередным заманчивым предложением принять участие в розыгрыше призов и подарить своим родственникам возможность выиграть, отписав в издательство их имена и адреса.
И чем больше вы называете имен, тем, разумеется, выше шансы получить специальный приз.
Правда, представители издательства «Ридерз Дайджест» не говорят вам, что вы не единственный в списке «счастливчиков» на получение миллионных призов. Подобные письма получают миллионы граждан по всему миру. Можно без проблем подсчитать каковы шансы каждого на удачу. Хотя верить в свой «звездный час» никто не запретит.
Продолжение следует
Рисунок с сайта http://rd-shop.ru