Кто больше подвержен спонтанным покупкам и как пандемия влияет на шопоголиков, рассказала психолог Елена Игина, пишет inAlmaty.kz
Кто склонен к спонтанным покупкам?
По словам Елены Игиной, «Черная пятница» вызывает разную реакцию у разных поколений.
— Для людей в возрасте от 35 до 50 слова «Черная пятница» звучат как заколдованная фраза. Она пришла к нам из Америки, и все, что связанно с западом и США, для них значит хорошая, успешная, красивая жизнь. И тогда этот день является возможностью прикоснуться к достатку, — говорит психолог.
Люди в возрасте от 20 до 35 зачастую имеют психологию потребления и предпочитают покупать новые вещи, а не ремонтировать старые. Для них день скидок — это время, когда можно набрать запас, чтобы потребление не сильно напрягало.
Как нас завлекают магазины?
Крупные магазины используют стандартные методы завлечения – маркетинговые ходы и психологические уловки. На мозг потребителя воздействуют используемые в рекламе цвета и голоса. Также раскладка товаров в магазине заставляет покупать больше. Несмотря на множество разъяснений, люди продолжают «вестись» на эти маркетинговые уловки.
Как меньше потратить – в онлайне или офлайне?
Елена Игина рекомендует совершать покупки в «Черную пятницу» непосредственно в магазинах.
— В офлайне есть возможность переключиться. Желательно идти на распродажи с кем-то, кто более психологически зрелый в финансовых установках и поможет избежать вам ненужной покупки. Например, люди постарше – в возрасте 50 – 55 лет имеют более рациональный подход в шопинге. В онлайне же довольно сложно остановиться и риск потратить большую сумму денег, чем планировали или имеется, значительно выше, — говорит психолог.
Пандемия и «Черная пятница»
Елена Игина, как и многие психологи, уверена, что пандемия коронавируса оказала большое влияние на психику людей. По ее словам, сейчас большое количество людей обращаются к специалистам для борьбы с появившимися паническими атаками.
— Стало больше людей с различными когнитивными нарушения. «Черная пятница», по сути, это такая же паническая атака, особенно для шопоголиков. Многие ошибочно полагают, что шопинг их успокоит, — говорит психолог.
Еще одна опасность распродаж в этом году – повысился риск проявления агрессии со стороны людей.
— Для человека важно многое контролировать и понимать, что происходит вокруг него. Сейчас в мире возникло много неизвестности, которую человек не может объяснить или изменить. Это вызывает стресс и вводит в точку страха, которая может вызывать агрессию. У людей просыпаются первобытные инстинкты – бей и беги, — предупредила Игина.
Несколько простых советов от психолога, как удержаться от лишних трат:
- составьте список покупок перед походом в точку торговли, не важно в супермаркет или магазин техники;
- установите четкий денежный лимит;
- не используйте кредитные карты, отдайте предпочтение наличным деньгам.