На вопросы корреспондента Caravan.kz ответила психолог 2-й городской поликлиники Гульнара Дощанова.
— С какими проблемами к вам, как к психологу, обращаются чаще всего?
— Ко мне приходят с разными проблемами: это и расстройства сексуального поведения, и психологические проблемы, развившиеся на другой почве, к примеру, на фоне конфликтных ситуаций и межличностных отношений. Все это лечится. В последнее время увеличилось количество обращений, связанных с отклонениями сексуального характера. Для того, чтобы установить причину тех или иных отклонений в поведении, психическом здоровье, мы проводим специальное тестирование, определяем триггеры. Нередко причинами расстройств могут быть плохие взаимоотношения с родителями, семьей, проблемы на работе.
— Что делают, если психологическая терапия не может помочь?
— Мы направляем таких пациентов к психиатру, и тот уже может назначить амбулаторное или стационарное лечение. Назначит необходимые препараты, в зависимости от установленного диагноза.
— Какие случаи из вашей практики вам запомнились больше, чем другие?
Шрамы — «любовницы»
— Обратились ко мне родители молодого парня, жалобы были на то, что он стал наносить себе ожоги, оставляющие шрамы, и это было не просто шрамы, это были странные знаки. При беседе с ним выяснилось, что он раскалял отвертку на газовой плите и наносил себе ожоги. Каждый шрам означал имя женщины, которую он представлял во время мастурбации.
Таким образом он нанес себе целую коллекцию имен с женщинами на теле. Пациент объяснил мне, что, потирая эти шрамы, он может вызвать для секса любую из этих женщин. А иногда вызывает нескольких, и тогда они устраивают оргии. Тестирование выявило высокий уровень шизоидности у молодого человека. Я отправила его на консультацию к психиатру. Психиатр провел курс медикаментозной терапии и отправил к нам для того, чтобы я понаблюдала за ним и оказала ему психологическую поддержку.
Мальчик — старик
— Обратилась однажды ко мне женщина. «У меня есть сын, ему 11 лет, изображает из себя старика, требует, чтобы все в семье обращались к нему на «вы», и вообще относились к нему с почтением, и это продолжается уже полгода. Я ругаю его, но все без толку». И вот в назначенный день приходит эта мать с сыном. Сын, зайдя в кабинет, сразу указал матери на дверь и сказал: «Выйди, я поговорю с психологом». Мама выходит из кабинета. Он садится на кресло и говорит мне: «Можете меня не тестировать и ничего не просить рисовать. Я давно вышел из этого возраста, меня зовут Игорь Борисович, мне 86 лет". Я отвечаю ему: «Очень приятно. Так что же вас привело ко мне?» Мальчик ответил: «У нас в семье нелады, никто не считается со мной, все мне хамят……». Я внимательно слушаю его, задаю уточняющие вопросы, комментирую ответы. Минут через 15 «старичок» начинает проявлять беспокойство, ерзает, с подозрением смотрит на меня. И когда я произношу: «Игорь Борисович, я, конечно, уважаю ваш возраст, но…" Мой клиент вскакивает, подходит ко мне и говорит: «Эй психолог! Вы что, совсем уже ничего не понимаете? Я мальчик! Мальчик, а не старик»! Потом мама мне писала, что мальчик перестал вести себя, как старичок.
Жажда наживы или влияние пропаганды – почему некоторые казахстанцы едут на чужие войны
Девушка грызла ногти до мяса …
— Ко мне обратилась молодая, незамужняя женщина. Она жила с родителями. Ее проблема была в том, что она наносила себе самоповреждения методом укусов самой себя. На руках были обгрызены не только ногти, но и руки, пальцы и костяшки на кулаках. От постоянных самоповреждений присутствовали незаживающие раны и воспаления, кожа на концах пальцев отсутствовала. Проведя с ней терапию, выявили крайне неблагополучную ситуацию в родительской семье, признаки психологического насилия со стороны родителей, а у самой пациентки — высокий уровень невротизма и самообвинение с повышенным уровнем аутоагрессивности.
На самом деле были и другие случаи. И чтобы рассказать их все, понадобится написать целую книгу. Однако я рада, что во многих случаях я могу оказать помощь пациентам и необходимую им профессиональную поддержку. Главное, чтобы близкие вовремя заметили проблему и без ложного стеснения обратились бы к специалисту.