"Псевдоисторическая стряпня": как на новый фильм о голодоморе в Казахстане отреагировали в СМИ - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Псевдоисторическая стряпня": как на новый фильм о голодоморе в Казахстане отреагировали в СМИ

"Псевдоисторическая стряпня": как на новый фильм о голодоморе в Казахстане отреагировали в СМИ

Стоит ли сомневаться в достоверности нашумевшего фильма о голоде 30-х годов в Казахстане?

  • 11 Февраля 2019
  • 40181
Фото - Caravan.kz

В конце января текущего года в Алматы состоялась премьера фильма Жанболата Мамая «Зулмат. Геноцид в Казахстане», который посвящен голоду в 1932-1933 годах в Казахстане. Мамай отметил, что фильм невозможно показать во всех кинотеатрах страны по разным причинам. При этом автор фильма не указал ни одной причины. 

Интересно, что новости о нашумевшем казахстанском кино не были обделены вниманием и со стороны российских СМИ. Caravan.kz приводит некоторые фрагменты из публикаций наших зарубежных коллег об этом вопросе.

Версия News Front

"По информации сторонников и поклонников «творчества» г-на Мамая, на премьере собрались сотни людей, а ленту крутили еще несколько сеансов. То есть целенаправленно создается впечатление о наличии аншлага, и при этом фильм запускается в "Ютуб" и социальные сети, тиражируется и распространяется на всех уровнях. Интересно, что премьера прошла не на государственном языке, а на русском, якобы из-за того, что большинство документов было представлено из Государственного президентского архива на русском языке и у создателей ленты просто не хватило времени для перевода. Так как логично было бы снять фильм о «голодоморе» сперва на казахском языке, а потом озвучить уже на русском и английском, писал лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов специально для News Front."

Автор публикации призывает не стараться найти в фильме материалы и документы, доказывающие организацию целенаправленного геноцида со стороны «кровавых большевиков», якобы устроивших голод в целях изничтожения местного населения по этническому признаку, в ленте этого не увидеть. Г-н Курманов считает, что главная цель "псевдоисторической стряпни"  — подмена понятий и очернения всего советского прошлого.

Как уверяет автор той же публикации, голод как политика уничтожения казахов приписывается в фильме советскому государству с самого его основания и Ленину непосредственно, хотя он был вместе с Калининым инициатором образования в августе 1920 года Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. И по мнению режиссера Мамая, политика геноцида длилась якобы со времени после окончания Гражданской войны вплоть до 1933 года. Явно заказчики перестарались в датах и сроках и попытались напрямую связать и соединить голод 1921 года с голодом 1932-1933 годов.

Жанболат Мамай оперирует только цифрами за подписью Голощёкина о переселении 5-10 тысяч раскулаченных семей баев, 400 голов — кочевые хозяйства, 300 — полукочевые, 150 — оседлые. Но ни о каких миллионах погибших нигде в статистике не указывается и не приводится. Как и нет ни одного документа за подписью Сталина и Голощёкина, где предписывается убивать или морить голодом. Наоборот, в цитируемых документах всегда подчеркивается четкое классовое отделение байско-феодальной верхушки от основной массы людей.

Правда, именно изъятие скота, по сути, у феодальной верхушки и вызвало массовую откочевку байских хозяйств вместе с целым рядом аулов в соседний Китай. Тогда за рубеж только за один год коллективизации вместе с населением перекочевало несколько миллионов голов крупного рогатого скота. Фактически эта массовая миграция через условную границу, а также неконтролируемый забой скота хозяевами внутри страны и привели все вместе к голоду. Ситуация усугублялась проведением политики осёдлости, когда создавались постоянные поселения, а казахи отрывались от кочевого ведения хозяйства.

"Казахстанский голод в связке с украинским"

Автор портала "Накануне" Павел Мартынов отмечает, что голод в Казахстане уже не в первый раз рассматривается в связке с украинским. Напомним, 10 сентября прошлого года в Астане состоялась акция, посвящённая «85-летию голодомора». В ней приняли участие казахстанские учёные, украинские дипломаты и представители украинской диаспоры. Посол Украины в Казахстане Иван Кулеба тогда призывал Астану последовать «примеру 20 стран, признавших голод 1930-х годов геноцидом».

Из тизера видно, что «Зулмат» также создан по украинским лекалам. Создатели приводят ряд знакомых тезисов:

1. События времён коллективизации сравниваются не только друг с другом, но и с холокостом. А сам «Зулмат» дословно называется «геноцидом, устроенным большевистской верхушкой». Однако были ли негативные последствия коллективизации результатом запланированного большевиками истребления какой-либо нации? Допустимо ли сравнивать голод и намеренное истребление, которым был холокост?

Директор ИАЦ «Институт евразийской политики» Максим Крамаренко обращает внимание, что голод 30-х годов был не только на Украине и в Казахстане, голодали и на Урале, и в Сибири, и в Поволжье.

— Это наша общая трагедия, забывать о которой, конечно же, грех. Есть интересный труд русского ученого Менделеева «К познанию России», в котором по результатам первой переписи населения 1897 года он сделал прогноз численности населения России, согласно которому в 1950 году в стране должно было проживать 282,7 миллиона человек, а в 2000 году – 594,3 миллиона человек. История ХХ века показала нам, что Дмитрий Менделеев «ошибся» в расчетах. Понятно, что «ошибка» произошла из-за того, что русский ученый не учел, что весь ХХ век то, что останется от Российской империи, будут сотрясать политические катаклизмы, унесшие миллионы жизней. Одним из «побочных» эффектов таких потрясений был и голод 30-х годов ХХ века. Но его никак нельзя назвать геноцидом, потому что это не была политика истребления отдельных народов в СССР, рассказал эксперт.

Историк Игорь Пыхалов напомнил, что, во-первых, голод еще в Российской империи происходил регулярно, было это и в XIX веке, и в начале XX века. Но именно в советское время голод как постоянно возникающее явление прекратился. Наблюдалось только три случая серьёзного голода – это 1921 год после Гражданской войны, 1932-1933 годы и 1947 год после Великой Отечественной. Таким образом, если для царской России голод был нормой, то для Советского Союза – эксцессом.

— Что касается голода именно после коллективизации, то нельзя сказать, что он был организован именно искусственно. Повлияло то, что происходила коллективизация, и соответственно в ряде районов случился голод, но при этом всё равно власти и в центре, и на местах задачу специально истребить население не ставили. И уж тем более нельзя сказать, что они собирались уморить специально украинцев или казахов. Это явная злонамеренная выдумка, считает Игорь Пыхалов.

2. Фильм позиционируется как историческое исследование с привлечением архивных документов. В тизере озвучены цифры – более 3 миллионов погибших за десять лет, хотя сам он снят на фоне монумента жертвам голода, и на памятнике хорошо видна дата — 1932-1933 годы. Таким образом, два периода голода – после Гражданской войны и во время коллективизации — слиты воедино и представлены как непрерывное десятилетие голода.

Игорь Пыхалов сомневается в достоверности такого количества жертв, отмечая, что цифры и для страны в целом, и для Украины, и для Казахстана очень сильно завышены, статистика даёт цифры в десятки раз меньшие.

— Надо понимать, что казахи народ кочевой, и кочевали они в том числе на сопредельную территорию, в тот же Китай. Поэтому при подсчётах нужно иметь в виду, была ли убыль населения от смертности, или была чисто механическая и миграционная, отмечает он.

3. На Украине установлено множество памятников «голодомору», а в Казахстане только один, и тот лишь спустя много лет после обретения независимости.

— Если в Советском Союзе хотели бы голодом уморить казахский народ, то зачем создавали национальную интеллигенцию, а в середине 30-х годов правительство Ленинграда брало шефство над Казахской ССР и подготовило тысячи кадров для народного хозяйства советской республики? И пошли бы казахские батыры в годы Великой Отечественной войны защищать Москву и Ленинград, после того как Советское правительство хотело уничтожить голодом их народ?! Не думаю. Вот об этом надо помнить, отмечает он.

"Проявление духовного возрождения"

Как пишет "Радио Азаттык", автор фильма Жанболат Мамай попытался привлечь и украинских историков, которые высказывают свою точку зрения о голоде в Казахстане в начале XX века и его официальной оценке. Украинские историки, которые говорят о гибели около четырех миллионов украинцев во время "голодомора" 1931–1933 годов, придерживаются позиции, что «советский режим проводил политику преднамеренного уничтожения украинского народа». Они рассказывают о том, какую им пришлось провести работу, чтобы признать "голодомор" геноцидом украинского народа на официальном, государственном уровне.

По словам историка Кайдара Алдажуманова, в ноябре 1991 года в Верховном Совете была создана комиссия, члены которой начали изучать секретные документы в архивах силовых органов. Тогда комиссия охарактеризовала голод в степи как «злой умысел против казахского этноса», «этноцид». Однако российские исследователи не захотели признавать выводы казахстанских историков.

– Только тогда, когда Украина подняла этот вопрос на уровне ООН, Россия начала говорить о том, что «голод был не только на Украине, но и охватил Северный Кавказ, Поволжье, Мордовию, Казахстан и даже южные районы Кыргызстана». Так хотят умалить значение трагедии в Казахстане и Украине,говорит Алдажуманов.