Более того, статистика уголовных и административных правонарушений в Казахстане, как отмечают эксперты, за последние годы показывает, что количество обращений из-за фактов противоправных действий на фоне семейно-бытовых ссор выросло вдвое, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Не случайно в докладе организации «ООН – женщины», отмечается факт, что «насилие в отношении женщин в РК имеет глубокие корни».
"В стране все еще действует такая система ценностей общества, при которой гендерная дискриминация начинается буквально с песочницы, когда мальчик ставится «выше» девочки. Нередко и сами женщины воспроизводят устаревший традиционный гендерный порядок, когда внушают девушкам, что главное – выйти замуж, создать семью", — говорится в докладе. Кроме того, «в Казахстане наблюдается высокая толерантность к насилию в семье, и так называемый виктимблейминг».
Это явление, при котором на жертву перекладывают часть ответственности за произошедшее. В качестве недавнего примера, наверно, можно привести генеральную линию защиты Куандыка Бишимбаева, который во время очередной дачи показаний обвинил погибшую супругу в том, что она якобы «употребляла вино, часто была неуравновешенна и оскорбляла его».
И самое страшное, что все проявления насилия над личностью, над человеческой моралью берут начало, искаженное многовековыми негативными устоями, с древних времен.
Так, в книге Мохамеда Камаля Мустафы «Женщина в исламе», где автор рассуждает об исламском этикете, расписано, «какая жена заслуживает побоев, чем именно ее нужно бить, куда следует наносить удары и что нужно при этом говорить. При этом орудие наказания – прут, следует держать на виду, так, чтобы ваша жена могла всегда его видеть».
А советы Джорджа Буске, автора книги «Секс-этикет в исламе» звучат и вовсе кощунственно: «Следует бить женщин, да, но существует множество путей это делать. Если женщина худая, то бить нужно тростью, если она обладает мощным телосложением — кулаком, пухленькую женщину — раскрытой ладонью. Таким образом, тот, кто бьет, не нанесет повреждений самому себе. Удары в лицо не разрешены, так как синяки могут сделать женщину уродливой».
На Руси традиция регулярно бить жену появилась с принятием христианства. Тогда как в языческий период женщина была более равноправным членом общества, и вплоть до XI века оставалась под защитой своих близких родственников – отца и братьев, даже если вступала в брак. И те горой стояли за любимую дочь и сестру. Хотя такое положение отчего-то не распространялось на украденных или купленных жен, которые в семьях супругов существовали на положении рабынь. И с ними зачастую можно было делать все, что угодно.
Однако как сообщается в сборнике «Почему принято было бить женщин на Руси», вместе с крещением Русь приняла и новую мораль, которая самым невыгодным образом сказалась на судьбе русской женщины. С принятием монотеизма и установлением главенствующей роли мужчины, женщина в семье стала восприниматься как существо в какой-то степени неполноценное, неразумное. И муж должен был заботиться о ее «нравственности и спасении души».
А выражалось это в строгом отношении и регулярных побоях. Такой стереотип, поведения, как полагают ученые, был внушен церковниками, которые в Средние века усматривали в женщине «корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти». И муж был просто обязан регулярно «наущать» ее «битием». Чему в книге XV века «Домострой» была посвящена не одна глава. И именно отсюда, считают литературоведы, пошла всем известная поговорка «Бьет – значит, любит».
И уж совсем печальной оказывалась участь тех женщин, которые в ответ (правда, редко, но пытались) смели поднимать руку на мужчину. В книге русского классика Алексея Толстого «Петр I» описана казнь одной такой несчастной, которую за то, что посмела «ответить» на многочисленные побои и унижения, закопали раздетой в снег по шею. И, когда жертва замерзла, ей просто отсекли голову. На том дело и кончилось. А, поскольку все происходило в конце XVII века, то иностранцы из новой свиты молодого русского царя были в шоке от подобных нравов московитов. У них, в Европе, в это время уже почти отгорели костры инквизиции, на которых сжигали всех неугодных женщин, а не только ведьм. И, хотя последнюю ведьму сожгли в Пруссии в 1811 году, в средневековой Европе ответ на вопрос «бить или не бить» тоже долгое время был однозначным: жену бить можно. Так, по мнению доминиканского монаха Николя Байара, жившего в XIII веке,
«побои не просто допустимы, но и способны принести женщине пользу». Право сильной руки было зафиксировано даже юридически. Так, жителям гасконских городов на юге Франции официально разрешалось поколачивать жен с целью воспитания – правда, не доходя до убийства. Но, даже если муж избивал женщину до крови, он не считался преступником – выжила ведь.
«Сама напросилась»: виноваты ли казахстанские женщины в том, что их бьют дома
К счастью, в современных Германии и Франции на законодательном уровне принято право женщины после побоев обратиться в суд и выселить супруга из совместного жилья. При этом такие заявления рассматриваются в самый короткий срок. Соответственно, женщине не приходится искать место проживания, она остается в привычной обстановке, тогда как мужу судом, минимум, выносится полный запрет на приближение к ней и общение.
Дальше всех в защите женщин от семейно-бытового насилия продвинулась сегодня такая страна, как Швеция. Где еще 25 лет назад был принят «Закон о неприкосновенности личности женщины», благодаря которому мужа-агрессора за нанесение побоев жене могут лишить свободы на срок до двух лет. При этом уголовное дело будет расследоваться и доводиться до суда, даже если женщина забрала заявление и примирилась с мужем.
В глазах общества Швеции домашнее насилие — не частное, а публичное дело. И – да, в этой стране наказуемыми деяниями являются не только телесные повреждения, но и психологическое насилие, и материальное давление на жену.
Если же обратиться к странам за океаном, то, как отмечает в своих работах переводчица и филолог Наталья Морозова, там «любая замужняя женщина не могла подвергаться телесным наказаниям или порке от своего мужа, если только он не защищался от ее нападения». По словам эксперта, данная статья возникла в 1641 году в «Своде свобод американской колонии», то есть, в первом своде законов, составленном английскими колонистами в Америке. Как ответ на принятое в метрополии правило: «Муж может бить жену палкой или прутом толщиной в его средний палец и длиной в его предплечье». Считается, что именно отсюда возникло выражение rule of thumb (то есть, «правило пальца»). Которое английские судьи XVII–XVIII веков воспринимали настолько очевидным, что не ссылались ни на какие законы, а просто называли его «правилом». Так, в 1782 году судья Фрэнсис Буллер в своем решении процитировал «старое правило» о том, что муж может бить жену палкой не толще своего пальца. И, так как английское право прецедентное, а решение суда эквивалентно закону, то решение судьи Буллера пошло дальше по судебной практике, как оправдание для драчливых мужей.
Что касается дня сегодняшнего, то и в США, и в Великобритании создаются и хорошо финансируются кризисные центры, шелтеры. Распространена практика охранных ордеров и повсеместной поддержки жертвы насилия со стороны государства. Из особых мер воздействия — ограничение, либо лишение мужчины родительских прав в случае применения им насилия в семье. И тоже, как в Швеции, за побои применяют уголовное наказание в виде лишения свободы до двух лет, а за убийство на почве семейно-бытового насилия – пожизненное заключение, или как в США – в зависимости от штата может применяться смертная казнь.
Астана