Сколько же нефтяники и горнорудники выплачивают правительству и в налоги?
Мало того, что НПОшники сами «заболели» этой идеей, так они еще и правительство «заразили».
Что самое интересное, в правительстве их поняли. Теперь обсуждают официально. И, следовательно, должны будут вынести соответствующий меморандум.
После того, как эту идею выдвинули НПО, ее поддержали депутаты, партийцы и прочие сочувствующие. И это, в принципе, закономерно. Благо тема архиблагодатная — можно сделать недурственную (само) рекламу.
Итак, в начале было слово. И не чье-нибудь, а британского премьера Тони Блэра. В 2002 году на саммите по устойчивому развитию он «задвинул» мессидж, что прозрачность доходов, налоговых выплат добывающих компаний необходимо поставить под контроль общества.
Думы о доходах нефтяных королей не дают покоя и известному биржевому спекулянту (в миру филантропу) Джорджу Соросу. И он, в свою очередь, тоже кинул в народ эту идею через свою сеть неправительственных организаций и пошло-поехало.
Естественно, те, кто не имеет отношения к добыче нефти, во многих странах горячо поддержали это предложение.
Хотя, мистер Сорос, по его собственным признаниям, человек далеко не бедный. Хочется надеяться, что он не подвержен страсти считать чужие money. Причина, думается, другая. Просто у него появился лишний повод сделать очередное громкое (пиар) заявление. Оно по умолчанию пойдет на пользу и поддержит благовидное реноме строителя открытого общества и демократии им. Карла Поппера.
Как сказал Павел Лобачев, координатор Коалиции «Нефтяные доходы — под контроль общества!» (НДпКО), в данную инициативу никто не верит и считает ее изначально нереальной.
Она не вызывает приступов оптимизма, потому что до сих пор не было прецедентов даже в странах развитого капитализма, в той же Великобритании. Местная общественность там тоже мечтает подсчитать доходы олигархов и тех, кто «иже с ними».
Что говорить про Казахстан. Далеко за примерами ходить не нужно. Как известно, не так давно здесь проходило заседание иностранных инвесторов с участием главы государства. После официальной части, когда началось самое интересное, прессу, конечно, попросили удалиться. Очевидно, что общественность не хотят посвящать в нефтяные тайны.
То, что переговоры хотят сохранить в секрете, может быть, даже и оправдано той же коммерческой тайной, но симптоматично: масс-медиа выдворяют демонстративно, словно указывают свое место или щелкают по носу.
В принципе, для красоты сюжета и создания видимости честности, представителей масс-медиа могли бы оставить — смотрите, мол, братцы, — у нас все открыто, мы честно ведем переговоры — нам нечего скрывать! А поговорить «с глазу на глаз» можно и потом в отдельном кабинете, как это водится, за дастарханом.
И к тому же честных граждан избирателей лучше пока не волновать без лишнего повода. Следовательно, вопрос о перспективах построения прозрачности остается открытым даже после присоединения Казахстана к данной инициативе Тони Блэра.
Нужно сказать, что утопичность идеи ничуть не мешает местным борцам с потаенными доходами, рьяно радеющим за народное добро. Наоборот, даже подстегивает их! При этом невольно возникает вопрос, почему в правительстве поддались на эту провокацию? Ответ (истина) лежит где-то рядом… Вероятно, горячая предвыборная пора подвигнет наших топ-чиновников еще и не на такое. Думается, что такой ход одобрили и политтехнологи, занятые в предвыборной кампании.
Откроют ли они (чиновники, нефтяники и горнорудники) свои финансовые карты или не откроют, вопрос второй, а вот какой-нибудь документ по этому поводу принять можно и даже полезно.
Сегодня все подобные трюки играют на пользу, а правительству можно предлагать любую провокацию, связанную с открытием чего-то такого тайного. Там «со всем согласятся», потому, что все автоматом идет на пользу для роста рейтинга, да и напряженность в обществе разряжается.
Можно даже устроить спектакль с элементами «финансового стриптиза». Не исключено, что правительство, действительно, на публике уговорит нефтяников и горнорудников показать что-нибудь эдакое «погорячее», чтобы удовлетворить любознательную и страждущую публику.
При этом совершенно очевидно, что полностью никто не будет показывать свои финансовые красоты. Среди олигархов нет эксгибиционистов. В делах «общественного контроля над прозрачностью выплат», музыку заказывают они, а не им.
Теперь по поводу самого меморандума. Документ, исходя из слов Павла Лобачева, находится пока в стадии разработки. По нему еще идут споры. В соответствии с данным меморандумом, будет создана трехсторонняя рабочая группа. В этой группе участники будут определять, к примеру, аудиторскую компанию для проведения проверки.
Есть пункт, который не устраивает представителей третьего сектора. Во-первых, недропользователи предлагают, чтобы их интересы представляли по три человека от каждой организации: от правительства — двое и от третьего сектора — один. Представители НПО не хотят мириться с таким возмутительно волюнтаристским подходом и предлагают ввести в состав равное количество членов.
Во-вторых, представители НПО предлагают публиковать отчетность в прессе по налоговым выплатам от нефтяных компаний не единой «кучей-малой», а по каждой компании в отдельности. Так как балансовая отчетность и сложная юридическая документация понятна только специалистам, предлагается готовить ее в облегченном и доступном для широких масс варианте.
Для стимулирования развития процедуры прозрачности, предлагается публиковать своеобразный рейтинг компаний. Данное начинание поддержала только одна казахстанская нефтяная компания. Остальные, как и следовало ожидать, сохраняют завидное спокойствие и равнодушие.
Коль скоро речь идет о мониторинге выплат, значит, необходимо четко определиться: какую финансовую и юридическую информацию необходимо запрашивать.
Павел Лобачев почему-то не стал подробнее останавливаться на этой важной части меморандума, хотя отметил, что там «расписано все по пунктам». Коль скоро, присоединение к меморандуму будет осуществляться на добровольной основе, работа по получению информации — довольно трудоемкий и пошаговый процесс.
Естественно, что инвесторы на добровольной основе не станут раскрывать подробности своих финансовых потоков. А то, что они предоставят, будет лишь маленьким фрагментом большой картины. То есть иллюзией прозрачности. Кроме того, если представить себе такую фантастическую идиллию, когда компании действительно покажут всю подноготную, на поверхность могут всплыть подробности договоренности с правительством. А нужно ли отечественному правительству, чтобы все узнали истинные детали договоров с зарубежными инвесторами?
Что может последовать за этим финансовым стриптизом? Становится понятным, что само правительство будет против того, чтобы нефтяники «рассказали бы все» или пусть даже «кое-что».
Если вдруг и дойдет до того, что нефтяники «все о себе расскажут», неугомонные общественники обязательно найдут в деятельности недропользователей что-нибудь не очень справедливое, а в контрактах что-то не очень законное. И, конечно же, поднимут скандал. После чего начнут обязательно требовать пересмотра этих самых недропользовательских контрактов.
А что такое пересмотр контракта? Это крах для недропользователей. Из юридической практики известно, что пересмотр контрактов не сулит ничего хорошего для какой-то из сторон. В данном случае плохо будет недропользователям.
В случае нарушения и разрыва договоренности, как правило, случаются отступные, штрафы и прочие малоприятные и многомиллионные санкции.
А также теряется репутация, престиж, реноме (не материальные активы), клиентура, заказчики и прочие партнеры. В общем, масса головной дорогостоящей боли. Следовательно, прозрачность может стоить таких денег, о которых лучше молчать.
Встанем на место инвестора и недропользователя. Для него менять контракт или соглашение равносильно тому, что государству менять конституцию, а церкви -устав. Пойдет ли на это инвестор, — понять нетрудно. Тем более он не станет выставляться «на потеху» общественности.
Нетрудно также догадаться, почему совещание иностранных инвесторов, как правило, проходит при закрытых дверях. Наверное, для того чтобы общественность не волновалась лишний раз. Если она узнает, сколько правительство получает от нефти, то у некоторых могут не выдержать нервы.
Ведь все твердо уверены в том, что недра и ископаемые принадлежат государству и гражданам. Следовательно, правительство, хочешь, не хочешь, но все сделает для того, чтобы «продемонстрировать» «прозрачность» инвесторов.
Тогда мы спрашиваем участников НПО: как они собираются заставить инвесторов показать потоки и связи?! Ответ может звучать в таком же ироничном духе, как и само заявление: напишем в ООН, МВФ, Всемирный банк и прочие мировые финансовые институты. Хорошо, что не в Спортлото.
Как все понимают, финансовая прозрачность — это бухгалтерия, аудит, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Иными словами, вещь профессионально сложная. Финотчет может читать только финансист. С этой целью участники НПО хотят привлечь мировые аудиторские компании. Не решен пока вопрос, за чей счет «банкет»: государственный или проверяемого. Если это будут делать за счет проверяемого, то наши отечественные скептики снова повергнут всех в пессимизм. Если за счет государства, то здесь нужно будет выделять средства из бюджета. То есть, снова «ощипывать» налогоплательщиков.
Поборники прозрачности финотчетности угрожают крупным инвесторам подмочить их репутацию на мировой арене. Дескать, их акции котируются на биржах. И если объявить о том, что они «не хотят быть прозрачными», это должно здорово сломать их рейтинг. Что скажешь, звучит угрожающе! Только почему-то это до сих пор никого из инвесторов не пугало. Нефтяники — слишком серьезные парни, сидящие на энергоресурсах, — в обиду себя не любят давать.
Слишком многое и многие (VIP-персоны) связаны с нефтью, чтобы спорить с недропользователями. Еще вчера цена $50 за баррель считалась фантастической. Сегодня это уже реальность. Нет никаких гарантий, что ОПЕК завтра не поднимет эту цену, скажем, до $200 или 500 за баррель. Спрашивается, кто их остановит? Это, конечно, другая история, просто она иллюстрирует то влияние, которым обладают недропользователи.
К примеру, если опять представить фантастическую ситуацию: кто-то из нефтяников действительно оказался до боли честным и показал все потоки, а также сдал партнеров на суд общества. Возникает вопрос, захотят ли партнеры, чтобы их «сдавали»? Ответ ясен до банального. И снова тупик.
В данном случае не хотелось бы излучать пессимизм — легко сказать, «все равно ничего не получится!». Получиться может все, что угодно. Проблема заключается в том, какими методами ее решать и какие политические силы занимаются проблемой.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru