Проверка на прочность – выдержат ли ее дома южной столицы? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проверка на прочность – выдержат ли ее дома южной столицы?

Проверка на прочность – выдержат ли ее дома южной столицы?

Некоторые многоэтажные дома Алматы специалисты признали несейсмостойкими еще… сорок лет назад! Но до сих пор в таких домах живут алматинцы. Специалисты говорят: эти здания нужно или сносить, или усиливать.

  • 4 Июля 2008
  • 17306
Фото - Caravan.kz

Недавно эксперты заявили: примерно треть всех зданий города являются несейсмостойкими и в случае сильного землетрясения силой 8–9 баллов и выше будут сильно повреждены или разрушены. Мы решили разобраться: все-таки какие строения специалисты считают потенциально опасными и что с ними будет в случае землетрясения силой 5–6 баллов или при более сильных подземных толчках?

Мы не лучше других. Но и не хужеЕсли смотреть на Алматы из иллюминатора вертолета, то можно увидеть, насколько разнообразны в южной столице здания – от маленьких покосившихся глиняных избушек до высотных строений. Застройка города очень пестрая и при этом достаточно плотная, особенно в центре. Как считает заведующий лабораторией сейсмостойкости зданий повышенной этажности КазНИИССА Игорь Ицков, Алматы готов к землетрясению не лучше и не хуже, чем другие крупные города мира, которые находятся в сейсмически активных районах.

– Токио, Сан-Франциско или Лос-Анджелес имеют определенную степень риска при землетрясении, и задача сейсмостойкого строительства – свести эту степень риска к минимуму, – говорит специалист. – По сравнению с другими городами бывшего Союза Алматы находится в довольно благоприятных условиях. В прошлом и позапрошлом веках в Алматы происходили сильные землетрясения, наш город всегда считался девятибалльным. Поэтому все здания начиная с 1957 года, когда в СССР вышли первые нормы сейсмостойкого строительства, возводились с учетом возможного землетрясения в девять баллов. Кстати, Ташкент, Ленинакан, Спитак тогда считались семи-восьмибалльными. Другое дело, что нормы 1957 года допускали другую степень риска, другую степень надежности и базировались на информации, которую мы имели о землетрясении пятьдесят лет назад.

При землетрясении силой 6 баллов в половине саманных домов появляются трещины, со стен падает штукатурка. При семибалльном землетрясении в стенах появляются большие и глубокие трещины, падают дымовые трубы, стены, а пять процентов таких домов полностью разрушается.

Толщина не имеет значенияПонятно, что жителей южной столицы в первую очередь интересует, какие дома входят в те самые 30 процентов несейсмостойких зданий.

В первую очередь, как считают эксперты, это саманные постройки.

На втором месте – кирпичные дома с деревянными перекрытиями 1930–1940 годов постройки. Среди алматинцев бытует мнение, что эти дома надежные – ведь их строили японские военнопленные и в них достаточно толстые стены – 60–70 сантиметров. Но, как пояснили нам специалисты, толщина стен не играет особой роли в вопросе сейсмостойкости. Важна прочность сцепления кладки, которую в то время не могли обеспечить. К тому же японские военнопленные (а это, как правило, были крестьяне, призванные на фронт) не имели никакого понятия о сейсмостойкости зданий.

Далее идут кирпичные трех- и четырехэтажные дома с железобетонными перекрытиями, построенные в конце 50-х – начале 60-х годов. В Алматы несколько сотен таких зданий, они расположены в центре города – на улицах Тимирязева, Бухар жырау, Байтурсынова, Масанчи, на проспекте Достык.

– Заключение о сейсмостойкости этих зданий было сделано еще сорок лет назад, – поясняет Игорь Ицков. – В 1967 году, когда строилась плотина Медео, заместитель директора по научной работе нашего института Толебай Жунусов выступил с предложением построить рядом с плотиной экспериментальную площадку для испытания зданий, наиболее распространенных в Алма-Ате. Динмухамед Кунаев поддержал идею, были выделены средства. Рядом с плотиной построили крупнопанельный и кирпичный дома, а также несколько видов каркасных домов. Были установлены приборы, к испытанию привлекли специалистов со всего Союза. Как известно, строительство плотины велось с помощью взрывов. Конечно, взрыв – это не землетрясение, но трясет тоже изрядно. Все типы зданий, кроме кирпичных, хорошо перенесли взрыв. А кирпичное здание 308-й серии получило серьезные повреждения. В 1968 году такие дома перестали строить.

Весной этого года мы провели испытание подобного дома на улице Сатпаева с помощью вибромашины. Задали толчки силой восемь баллов. Дом не рухнул, но перегородки и часть внешних стен обрушились. Считаю, такие дома надо сносить или усиливать.

Панельный дом выдержит ударЗа всю историю землетрясений в странах бывшего Союза крупнопанельные здания ни разу не разрушились! В 1976 году в результате землетрясения силой 9 баллов в узбекском городе Газли выстояло четырехэтажное крупнопанельное здание, которое не имело никакого антисейсмического усиления. В армянском городе Спитаке во время разрушительного землетрясения 1988 года удар стихии выдержали два крупнопанельных здания 1960-х годов постройки, рассчитанные на 7 баллов. Одно здание почти не имело повреждений, в другом частично обрушились блочные перегородки.

Тогда какие же здания считаются наиболее безопасными?Казахстанские да и японские специалисты считают: крупнопанельные. Затем идут монолитные дома и каркасные.

Примерно треть алматинцев проживает в крупнопанельных домах, построенных в разные годы. Это номерные микрорайоны с 1-го по 12-й, “Тастак”, “Орбита”, “Аксай”, “Жетысу”, “Айнабулак”, “Таугуль” и другие.

У нашего эксперта мы поинтересовались: насколько безопасны первые крупнопанельные постройки? Несколько лет назад даже обсуждался вопрос о том, что нужно выселить людей из этих домов и провести испытание зданий на прочность.

– В городе около двух десятков четырехэтажных панельных зданий, построенных одними из первых, в период с 1959 по 1962 год, – продолжает Игорь Ицков. – Они расположены по улице Жандосова, Розыбакиева. Мы провели обследование этих домов. Действительно, в отдельных домах произошла коррозия закладных деталей, но только там, где проходят коммуникации, была утечка воды.

В домах, построенных в более поздний период, признаков существенной коррозии нет. В этом мы убедились, когда выезжали на взрывы газа в панельных домах и видели, в каком состоянии находятся стыки. Большое преимущество панельных домов советской постройки в том, что все элементы изготавливались на Алма-Атинском домостроительном комбинате. На строительной площадке осуществлялись только сварка и монтаж стыковых соединений.

К безопасным крупнопанельным зданиям относятся девятиэтажные дома 158-й серии. От панельных пятиэтажек они отличаются более высокой сейсмостойкостью. В армянском городе Ленинакане, также существенно пострадавшем от землетрясения в советские годы, было 11 подобных домов. Алматинские эксперты, побывавшие на месте катастрофы, не нашли в них даже трещины!

Степень надежности каркасно-камышитовых домов зависит от их состояния. Если оно хорошее, то такое здание достаточно надежное.

В таких домах несущие элементы выполняются из древесины. Если под воздействием влаги древесина сгнила, испорчена насекомыми, такой дом может разрушиться при 7 баллах.

Насколько сейсмостойки современные здания?Как рассказали нам специалисты, самый распространенный тип строящихся сейчас зданий – каркасно-стеновые системы. Это здания с большим количеством стен, но часть элементов выполняется в виде колонн. При проектировании упор делается на то, чтобы в здании было как можно больше стен, потому что они лучше, чем каркас, сопротивляются сейсмическим воздействиям.

Строительство в Казахстане ведется по нормам, принятым в 1996 году, и современные нагрузки при проектировании зданий закладываются в два раза выше, чем 20–30 лет назад.

Эксперты считают, что на уровне нормативной базы высотные здания вполне конкурентоспособны по своей сейсмостойкости со зданиями, которые возводятся за рубежом. Другое дело – как все реализуется на строительной площадке…

Елена КОЭМЕЦ. Фото Руслана ПРЯНИКОВА и Тахира САСЫКОВА