На днях портал Zhasalash.kz опубликовал заметку под авторством Таншолпан Газизкызы о том, опасны ли межнациональные браки для будущих поколений казахстанцев.
«По данным комитета по статистике министерства национальной экономики, за последние пять лет 15,5 процента браков в стране составляют межнациональные браки. То есть каждый шестой брак в Казахстане является смешанным», ― отмечает автор.
По ее словам, в большинстве случаев женщины создают межрасовые семьи чаще, чем мужчины. Одна из главных проблем смешанных браков – это то, что дети, воспитанные представителем другой национальности, становятся представителями той же нации.
В статье отмечено, что сильное влияние на рост числа смешанных браков оказывает большое количество казахской молодежи, которая обучается за рубежом и создает там семьи. Также автор считает, что всему виной открытый доступ к сети Интернет, где люди могут беспрепятственно знакомиться.
«Количество иностранных работников, приезжающих в Казахстан, с каждым годом увеличивается. Возможно, это является причиной того, что многие казахские девушки горят желанием увязаться за иностранцами. Многие казахские девушки не против заключения брака с представителями других национальностей – турками, арабами, азербайджанцами, корейцами, китайцами», ― пишет автор.
Автор утверждает, что еще одна причина увеличения числа смешанных браков — пробелы в законе. К примеру, арабы не отдают дочерей другим народам, то же самое происходит и в Японии, а девушки, вышедшие замуж за иностранца, покидают страну. По словам автора, в Турции иностранным гражданам не разрешается знакомиться с турецкими девушками. Если в соседнем Узбекистане запрещено выдавать дочерей иностранному зятю, то для того, чтобы получить местную девушку в Туркменистане, необходимо принять гражданство этой страны, а затем заплатить налоги правительству.
Отмечается, что внутри страны бытует мнение, что дети из смешанных семей рождаются здоровыми, способными и талантливыми. Исследователи в этой области подтверждают эту информацию.
«Дети супругов разного происхождения рождаются действительно здоровыми. Однако следует отметить, что этот эффект длится недолго. Это наблюдается только в первом поколении, после чего данный эффект ослабевает», ― цитирует автор генетика Айназ Дулатову.
Создание семьи является одним из самых важных моментов в жизни каждого человека. Большинство людей отдают предпочтение партнерам собственной национальности, но в современном мире межнациональные браки не считаются редкостью. Особенно это касается мультикультурного и многонационального Казахстана.
Но почему тема межнациональных браков у нас до сих пор поднимается в столь неоднозначном ключе, что их предлагают отменить на законодательном уровне? Корреспондент медиа-портала Caravan.kz попытался разобраться в этом, отталкиваясь от мнения экспертов.
«Каждый человек волен заключать брак с тем, с кем хочет»
Отечественный эксперт, общественный деятель и лидер казахстанских интернационалистов Бахытжан Копбаев считает, что подобные инициативы по запрету межнациональных браков могут исходить лишь от маргинальных личностей, которые не способны сосуществовать в светском и цивилизованном обществе.
— Ну это полнейший идиотизм, — отметил Копбаев. — Подобные предложения и инициативы исходят лишь от маргиналов, которые никак не могут ужиться в нормальном, светском, цивилизованном обществе. Им не нравится то одно, то другое. И время от времени они дают о себе знать, разыгрывая подобную карту и поднимая подобные темы.
Каждый человек волен заключать брак с тем, с кем хочет, будь то смешанный брак или брак с человеком своей национальности – все на этом. Это право каждого.
Я поддерживаю смешанные браки. Так было всегда. Межнациональные и межрасовые браки существовали с древнейших времен. Да и сама автор пишет, что эта тенденция и по сей день не является редкостью. Это, на мой взгляд, говорит о том, что наше современное общество абсолютно не такое, каким себе представляют его маргиналы в своем извращенном воображении.
Все люди созданы Всевышним Аллахом. И с точки зрения шариата, межнациональные браки полностью дозволены, без исключений. Это можно увидеть в книгах по фикху, где речь идёт про равенство, соответствие жениха и невесты. В этом отношении можно отметить, что, идя против межнациональных браков, человек, по сути, идет против религии и Бога, — резюмировал эксперт.
С точки зрения генетики
Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты, пишет Copy Legal.
При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления, есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.
Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.
Пятую часть населения земного шара составляют метисы. Изначально существовало убеждение, что они более привлекательны и здоровы. Ученые действительно отмечают, что дети, рожденные от межрасовых браков, зачастую красивы и более притягательны для противоположного пола.
Однако у специалистов есть и обратное мнение: по мнению некоторых ученых, смешение рас медленно, но верно уничтожает человечество. Ведь такие дети более склонны к генетическим мутациям и патологиям внутренних органов. Смешение рас в результате ведет к ухудшению качества жизни потомства и вырождению нации, ведь с каждым поколением эти патологии могут быть более выраженными.
Какое отношение к межэтническим бракам в Казахстане?
Северный регион Казахстана — один из самых многонациональных, одной из причин такого культурного разнообразия стало поднятие целины. Сейчас интернациональные браки — частое явление, и отношение к ним у молодежи положительное. В исследовании «Межэтнические браки в среде городских русских и казахов Северного Казахстана» это доказали Марина и Сергей Могуновы, Саттар Казиев — преподаватели Северо-Казахстанского университета имени М. Козыбаева, сообщал 7152.kz.
«Несмотря на то что основную долю браков в настоящее время составляют моноэтнические браки, этносоциологический опрос в апреле 2020 года показал лояльное отношение большинства казахской и русской молодежи к вероятности создания семьи с представителем другого этноса», — говорится в исследовании.
Такую тенденцию выявили на местном уровне. Ситуация контрастирует с развитием семейно-брачных отношений в южном регионе, где противоречия и негативное отношение к этому социальному явлению чувствуется острее. Скорее всего, развитию событий в таком ключе помогли периодические кампании против пережитков прошлого в семейно-брачных отношениях.
«Релевантную картину дифференциации в отношении к межэтническим бракам русских и казахов дают материалы этносоциологического опроса 1994 года в четырех крупных городах Казахстана (Алматы, Шымкент, Атырау и Петропавловск). На вопрос «Как бы Вы отнеслись к браку с человеком другой национальности Вашего сына?» в целом по Казахстану считали это нежелательным 36,7% (389 чел.) опрошенных городских казахов, у русских – 22,5% (251 чел.); предпочитали выбор невестки своей национальности, но не собирались возражать против выбора сына 29,7% (310 чел.) казахских респондентов и 32% (358 чел.) русских; в той или иной степени поддерживали позицию, что «национальность в браке значения не имеет» 29,5 % (305 чел.) опрошенных казахов и 39,3 (436 чел.) опрошенных русских. Негативное отношение к межэтническим бракам усиливалось в случае вероятного брака дочери с представителем другой национальности. Категорически против таких браков выступали 41,8% казахов и 25,8% русских; предпочли бы моноэтнический брак 28,3% казахов и 31,8% русских. Значительно меньшая доля казахов (22,3%) и русских (36,1%) поддерживали возможность своего согласия на межэтнические браки. Большую роль в блокировании межэтнических браков играли установки старшего поколения, предпочитавшего моноэтнические браки у своих детей, апеллируя к необходимости поддержания национальных традиций. Зимой 1994 года 61,6% опрошенных казахов отметили необходимость получения родительского согласия на брак, еще 20,2% выбрали «да, но не обязательно», лишь 10,6% посчитали его необязательным и 7,6% респондентов затруднились с ответом», — рассказывают в статье.
Спустя 25 лет каждый второй казахский студент (45,1%) петропавловского вуза проблему межнациональных браков напрямую связывает с непониманием близких и общества в целом. А вот остальные 41,2% не считают смешанные браки проблемой. 48,2% русских студентов не видят ничего плохого в межэтнических союзах, 29,4% опрошенных русских учащихся отметили непонимание и упреки со стороны общества и родственников в качестве основных проблем межнациональной брачности, остальные 22,4% считают, что различия национальных, религиозных и прочих традиций могут обернуться проблемами в межнациональном браке.
По результатам апрельского опроса в прошлом году доля негативной реакции на межэтнические браки снизилась. 47,1% казахских студентов одобряют такого рода браки; каждый второй считает межнациональный брак обычным брачным союзом, 60% русских студентов думают, что межнациональный брак имеет место быть в нашем обществе. Значительная часть русских студентов (37,6%) высказала положительное отношение к подобным бракам. Аналогичной позиции к межэтническому браку придерживаются и представители других этносов. Готовность вступить в брак с представителем другой национальности выразили 83,5% русских и 72,5% казахских студентов.
«Доверие к представителям другой национальности высказало 45,1% студентов-казахов и 51,8% русских. Относительность национальной принадлежности указали 54,9% казахских и 48,2% русских и 62,1% студентов – представителей других этносов. Данный тренд в молодежной среде в будущем, вероятно, станет доминирующим по мере углубления урбанизации казахов и усиления их смешивания с представителями других этнических групп. В настоящее время городские казахи и русские испытывают влияние культурных дистанций на межэтнические браки», — отметили в исследовании.