Прошёл суд над начальником горевшего "Семей орманы": спасёт ли это казахстанцев от пожаров - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Прошёл суд над начальником горевшего "Семей орманы": спасёт ли это казахстанцев от пожаров

Прошёл суд над начальником горевшего "Семей орманы": спасёт ли это казахстанцев от пожаров

13 мая суд признал виновными руководителя резервата «Семей орманы» Мурата Карымова и главу Новошульбинского филиала резервата Александра Вершинина.

  • 15 Мая
  • 10154
Фото - Caravan.kz

Это по итогам пожаров, в результате которых выгорело более 60 тысяч га леса и погибли 14 человек. Приговор – по 7 лет лишения свободы каждому обвиняемому, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

А 14 мая глава МЧС Чингис Аринов сообщил на заседании правительства, что для борьбы с вероятными большими пожарами в республике в этом году будут задействованы около 50 тысяч человек и более 10 тысяч единиц техники. «В каждом регионе для борьбы с пожарами подготовлена группировка сил и средств».

Казгидромет сообщил, что лето 2024 года будет жарким и засушливым. «Особенно на западе, востоке и юге страны».

На этом заседании премьер-министр Олжас Бектенов заметил, что «уже зарегистрировано порядка 30 лесных пожаров». И добавил, что необходимо расширить использование смарт-систем раннего обнаружения пожаров. «На сегодняшний день системой раннего обнаружения охвачено всего лишь 2% общей площади государственного лесного фонда… Благодаря внедренной на территории национального парка «Бурабай» смарт-системе, в последние годы значительно сократились площади пожаров, повысилась оперативность реагирования. Этот опыт нужно использовать и в других природных парках и резерватах».

Что не было озвучено на заседании правительства, так это суммы ущерба от пожаров, и сколько денег «сгорело» на ликвидации их последствий. А еще – сколько будет выделено на превентивные мероприятий в этом году? Смарт-система стоит дорого. Установить, протестировать и включить в общенациональную сеть – для этого нужно время. И еще специалисты, которые могут управлять всем комплексом.

Чингис Аринов и Олжас Бектенов услышали друг друга. Но между поручениями и их исполнением всегда возникают финансовые и временные вопросы. Люди подготовлены, техника – на «низком старте». А во сколько обойдутся превентивные меры и ликвидация последствий, если все это не сработает? Ответа пока нет.

Справка «Каравана»

Природный пожар в резервате «Семей орманы» грянул 6 июня 2023 года. Следствие установило, что «причиной послужило попадание разряда молнии в ствол хвойного дерева».

«Резерватчики» Карымов и Вершинин управлять стихиями, как и все смертные, не могут. Молниями – тем более. Но суд постановил взыскать с них 7 миллионов тенге «в солидарном порядке». Есть за что?

«Караван» попросил юриста Алексея Шмидта прокомментировать ситуацию.

«Я отслеживал этот процесс. Для меня тут очевидны четыре позиции. Первая: дефицит лесников, егерей и вообще специалистов, которые занимаются охраной леса. При их сегодняшних зарплатах – ну, вы понимаете… Карымов и Вершинин никак не могли решить этот вопрос. А он уже стал проблемой. Вторая: дефицит грамотных, обученных специалистов – многолетняя проблема. Какой молодой человек пойдет обучаться на специальность, где платят мало, а работать нужно фактически каждый день? Третья: если у руководства лесничества нет мобильной связи с подчиненными, а ее не было – кто в этом виноват? Четвертая: если Карымов и Вершинин получили какие-то сообщения о масштабных пожарах, но не предприняли решительных мер – видимо, однозначно их вина. Что они еще могли предпринять в этой ситуации – не совсем ясно. Возможно, Астана не сразу отреагировала на масштабы пожарища».

Справка «Каравана»

По мнению Генеральной прокуратуры, Карымов и Вершинин «не выполнили возложенные на них полномочия по организации тушения пожара, неправильно оценили ситуацию и не обеспечили соблюдение техники безопасности при тушении, что привело к гибели 14 человек».

«Я не собираюсь оправдывать Карымова и Вершинина», — написал мне в соцсети Алексей Шмидт, — «но я вижу, что проблема остается горячей».