Прощание прошло 18 ноября в здании Театра оперы и балета им. Абая в Алматы. Это место, с которым связана вся жизнь певца, и где он проработал более полувека.
Уникальный голос
– Ермек Серкебаев – один из величайших наших певцов с уникальным голосом неповторимого тембра, – говорит певица народная артистка Казахстана и Татарстана Нуржамал УСЕМБАЕВА. – Мне посчастливилось выступать с ним на одной сцене… Еще я помню, как однажды он с другими артистами был на гастролях в Шымкенте, и мои родители накрыли для них дастархан. Ермек Бекмухамедович был в гостях в нашем доме вместе с композитором Еркегали РАХМАДИЕВЫМ и оперным певцом Байгали ДОСЫМЖАНОВЫМ. Мои родители были от этого счастливы. Серкебаев был легким и веселым в общении, всегда шутил и рассказывал анекдоты, интересовался нашими делами в семье, поднимал нам настроение. Для меня общение с Ермеком Бекмухамедовичем – это большой подарок судьбы!
– Я почти 30 лет в Оперном театре в Алматы и очень горжусь тем, что работал с Ереке на одной сцене, – вспоминает народный артист Казахстана певец Гафиз ЕСИМОВ. – Конечно, он был моим кумиром. Я всегда старался исполнить роли в спектаклях, которые он пел. Серкебаев – золотой баритон, образованнейший человек, интеллектуал. Он всегда воспевал Казахстан. А когда преподавал в консерватории, то люди справедливо замечали, что один час его лекции стоит целого курса других педагогов. Ереке всегда шутил, но в последнее время, правда, его шутки стали немного грустными. Однажды он с печалью сказал: “Знаешь, Гафиз, при советской власти любой секретарь обкома или райкома меня принимал стоя, а сейчас современные акимы меня порой даже не узнают”.
– Ермек Серкебаев – это достояние народа, целая эпоха в нашем искусстве, – убеждена народная артистка Казахстана эстрадная певица Нагима ЕСКАЛИЕВА. – Таких баритонов в мире можно по пальцам сосчитать. Последние месяцы он тяжело болел. В июне мы встретились с ним в больнице. Меня прооперировали, а он лежал на профилактике. Тогда он уже никого не узнавал и почему-то, с кем ни беседовал, просил не обижаться на него. Будто бы прощался… Видимо, какая-то боль у него оставалась невысказанной. А в жизни он был хохмачом и всегда смешил нас на гастролях своими забавными историями.
Сейчас нет такого артиста
– О Серкебаеве у меня сохранились только теплые приятные воспоминания, – сказал народный артист Казахстана, художественный руководитель Академического русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Рубен АНДРИАСЯН. – Я дружил с его старшим сыном Алмасом, мы вместе сделали много спектаклей. Еще Ермек Бекмухамедович – родоначальник такого талантливого клана Серкебаевых. С этими генами – все ребята талантливые. И вот этот клан, который он оставляет после себя, – это огромный вклад в завтрашний день. Однажды был случай: я получил приглашение на его юбилей, на 70-летие. А я в это время собирался в поездку в Бостон, где к тому времени уже жил его сын Алмас. И я говорю Ермеку Бекмухамедовичу: “Я к вам на юбилей не приду”. Он спрашивает: “Это почему?”. Я отвечаю: “В этот день я буду в Бостоне пить с вашим сыном за ваше здоровье!”. Он вздохнул и говорит: “Ладно, тогда пришли ко мне какого-нибудь мальчика. Пусть он от твоего имени меня поздравит”. И я попросил сходить к нему… аксакала нашего театра Юрия ПОМЕРАНЦЕВА! А кто скажет, что это девочка? (Шутка!) Они вместе снимались в фильмах, дружили. Поэтому было логично, что поздравить я предложил Померанцеву.
– Серкебаев соперничал с лучшими баритонами мира красотой тембра своего голоса, – отмечает народный артист Казахстана и СССР, профессор консерватории им. Курмангазы, хоровой дирижер Анатолий МОЛОДОВ. – Так, как он, каватину Фигаро Россини не исполнял никто. Еще было потрясающе, когда Ереке исполнял партию-эпиталаму в опере “Нерон” Рубинштейна! Такая полетность и возвышенность, такая сочность исполнения! И, конечно, всегда я восхищался его исполнением песни “Надо мною небо синее”! Сейчас нет такого баритона ни у нас, ни в России, ни в других странах бывшего СНГ. Мой учитель, хоровой дирижер Александр СВЕШНИКОВ в свое время, услышав голос Ермека Серкебаева, был поражен им и приглашал его работать в Большой театр в Москву. Даже контракт составили. Но к тому времени у Ермека Бекмухамедовича уже была семья и маленький ребенок, он не мог их оставить – и не поехал. Зато он украшал собой нашу республику, наш театр и блистал во многих странах мира!