“Пропадает пусть аул, главное – я деньги сдул” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Пропадает пусть аул, главное – я деньги сдул”

“Пропадает пусть аул, главное – я деньги сдул”

Половину кредитов, выделяемых банками на развитие агропромышленного комплекса, Министерство сельского хозяйства считает “сомнительными и безнадежными”. Проще говоря, 292 млрд. из 595 млрд. тенге, идущих на развитие села, будут затрачены впустую!

  • 10 Августа 2012
  • 2097
Фото - Caravan.kz

Воруем по-крупному

Как говорят специалисты, в любом деле имеет место риск. В развитии сельского хозяйства тем более – зависимость фермеров от погодных условий в наших широтах особенно велика. Но если бы все можно было списать лишь на погоду!

– Агентство финансовой полиции проводит проверки на предмет целевого использования денежных средств, идущих на развитие АПК по факту обращения граждан, – сообщил “Каравану” руководитель аппарата Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Серик ТЕМИРБУЛАТОВ. – Самый крупный факт хищения денег был в Актюбинской области – там так и не был возведен комплекс 50 мини-теплиц, хотя на его строительство выделялось 75,6 миллиона тенге.

К особо крупным размерам хищения денег глава финпола причислил 33 миллиона тенге, которые умыкнул директор ЮКФ АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” С. Тлегенов. А все ли факты коррупции доходят до финпола?

Данных по общему ущербу, нанесенному государству нерадивыми фермерами, руководство финансовой полиции не озвучило. Сослались на то, что для подсчета необходима не одна неделя. Но даже без этих сведений ясно, что утерянные средства исчисляются десятками миллионов тенге.

Скромно отмолчалось и Министерство сельского хозяйства, заверив, что “жалоб в адрес АО “КазАгроФинанс” от хозяйствующих субъектов не поступало”.

“Я тебе – кредит без бед, ты мне – “денежный” рахмет”

Тем не менее, как известно, сельхозкредит привлекателен прежде всего низкой процентной ставкой – около 5 процентов годовых. По словам финполовцев, это порождает коррумпированность в микрокредитных организациях. Кредитор и кредитуемый вполне могут понять друг друга: я тебе – кредит с низкой ставкой, а ты мне – вознаграждение.

И факты такие есть: в получении взятки в сумме 1 млн. тенге обвиняется руководитель одного из филиалов АО “Аграрная кредитная корпорация” за выдачу льготного кредита по программе “Сыбаға” (пока идет следствие, имя чиновника не разглашается).

“Благодарность” могут взять и недвижимостью – год назад в вымогательстве квартиры в Астане от председателя СПК “Аршалы Ет” был уличен один из заместителей председателя правления АО “Аграрная кредитная корпорация” Б. Тарабаев.

Вспомнился мне недавний случай, происшедший с моим знакомым, решившим взять в кредит миллион на развитие животноводства. В микрокредитной организации, дотирующей сельское хозяйство, ему отказали, сообщив, что временно кредиты не выдаются. Но почему-то резко сменили тон и мигом выдали кредит, как только он позвонил в редакцию аграрной газеты узнать: действительно ли выдача кредитов приостановлена?

Как видно, кредиты в сельском хозяйстве – лакомый пирог. “Урвать кусочек” стремятся и некоторые нерадивые фермеры, и работники банков.

В этой связи возникает вопрос: а основательно ли проверяются хозяйства, берущие деньги из государственной казны? И кто-нибудь следит за тем, куда уходят средства налогоплательщиков – на подъем села или на новую машину для бастыка?

Гульнара ТУРСУНОВА, Астана