И поскольку задумал честолюбивый предприниматель создать к 2015 году компанию №1 в мире, утерев нос всем ныне существующим на планете гигантам, ему требуются партнеры. В огромных причем количествах. Порядочные люди, к коим, без сомнения, отношусь и я, благодаря простой, но гениальной идее, очень быстро озолотятся. Кто ж эти партнеры? Да мы с вами!
А я-то, балда, живу себе и знать не знаю про такие дивные перспективы. Хорошо, что энергичная женщина Вера в потоке прохожих на улице выбрала меня (лицо, чтоб вы знали, вызывает симпатию, объяснит она потом) и с обаятельной улыбкой попросила ответить на пару вопросов. Поскольку в руках у нее не было малого набора для обдуривания («наша фирма проводит рекламную кампанию»), а также опросника, пригласительных на льготное обслуживание в салон красоты и прочих наживок для лохов, я остановилась. Итак, пользуюсь ли я Интернетом? Ну вот, сказала я себе, ты же давно собиралась заняться этой темой. Тут же скроила гримасу: ой, да нереально это. И получила настойчиво-жизнерадостное приглашение придти и убедиться, что это — отнюдь не фантазии.
Так я оказалась в офисе будущих толстосумов — арендуемой комнатке спартанского типа и с интересом выслушала вступление (краткий конспект см. выше). Каким образом связаны Интернет и Довгань — великий имитатор «российских» продуктов, которые на самом деле производятся где угодно, только не в России? В заботах о росте благосостояния сограждан, в том числе и братьев по СНГ, он, как выяснилось, придумал (Вера так и сказала: «Он придумал») Интернет-проект под названием «Hop-Go!» Не переводится никак, просто такое вот бодрое сочетание звуков. Это — виртуальная спортивная игра, которой, по словам Веры, до самозабвения увлечены люди в 80 странах мира. Принципиальное ее отличие от знакомых всем компьютерных «гонялок» и «убивалок» — призы. Да немалые! «Будут миллионы долларов, и даже больше!» — делает огромные глаза моя наставница. Ух ты, куда я попала! Вот повезло! Просто не терпится узнать, как же мне-то, алчной, поскорее обогатиться. Да очень просто! Стать дистрибьютором «Hop-Go» и формировать свою структуру. Для начала найти пятерых надежных «партнеров» — это первый уровень. Те в свою очередь, подбирают новых рекрутов и т.д. То есть — обыкновенная пирамида, в которой, как известно, приличные доходы получает верхушка. Забавно видеть, как старательно убеждает меня Вера в стопроцентной беспроигрышности проекта. Надо отдать ей должное: говорить она умеет, могла бы прямо на митингах выступать — пошли бы толпой, куда указала. Но знала бы она, какой закоренелый циник сидит перед ней в образе хлопающей ушами и голубыми глазами тюти. Какой холодный оборотень, не жалеющий никого ради красного словца, проник в систему… Ну вот, если уровни пирамиды будут грамотно выстроены, то я смогу получать свои проценты от доходов каждого — с 1-го по 25-й. Сначала немного, а через год — фантастика! — 35 тысяч долларов. Нужно лишь активно впаривать гражданам карточки с кодами доступа к игре. В США такая карточка якобы стоит 20 долларов, а в Японии — все 100. Учитывая жалкую нашу платежеспособность, в СНГ зарядили цену в 5 баксов. Так что игрок, просвещенной мною и моими соратниками, дабы на него посыпалась манна довганьская, может и поднапрячься и искомую сумму изыскать. Ну, а я-то что же, за красивые глазки войду в круг избранных сетевиков? Наконец от высоких идей спортивной соревновательности и помощи ближним переходили к меркантильному. Но и эти приземленные заботы обозначены деликатно и красиво: мне необходимо «произвести» инвестиции» на сумму в 189 долларов. Как бы получить этакий пропуск в волшебную страну, где очень скоро эта сумма покажется смешной в сравнении со сказочными доходами.
В «офисе» часто звучит мудреное слово: франчайзинг. По-русски говоря, использование торговой марки. В нашем случае — расчет весьма грамотный. Как ни странно, у народа сохранились самые теплые воспоминания о продукции фирмы Довгань. Около 6 лет назад Владимир Викторович попал абсолютно точно в «десятку». На фоне замордовавших всех дорогих иноземных и пресных отечественных упаковок вдруг появились яркие, сочные: кетчупы и соки, шоколадки и макароны. Подавалось все это, как российский продукт. Покупателю вовсе не обязательно было знать, что подсолнечное масло разлито в Голландии, а водка доставлена из Германии. Продукты были недешевыми, но качественными, а главное, каждый — даже малюсенькую шоколадку — украшал круглый купон с главой компании анфас и порядковым номером для игры в лотерею. Выигрыши рекламировались небывалые. Народ СНГ, не жалея денег, валом скупал обычные, в общем-то продукты питания, собирая купоны. Может, кто-нибудь и выиграл какую майку — не ведаю. Потом довганемания стихла сама собой. И вот теперь возродилась на старых дрожжах. Казалось бы, за это время должен накопиться солидный опыт «обжигания» — сколько пирамид рассыпалось, возникло и снова рассыпалось, сколько денег сгорело. Нет, пожалуй, такой газеты, которая не упражнялась бы на тему неизбывной доверчивости граждан. Многие российские СМИ воспроизвели ответ заместителя генерального прокурора РФ Владимира Колесникова на вопрос корреспондента ОРТ: «Когда пирамида развалится, на нас посыплется шквал заявлений. А пока у нас нет правового повода, даже установить оперативное наблюдение за организаторами аферы. Да и название какое-то «Хоп-гоу!» Вроде как хапнул, убежал и спрятался». И российское и казахстанское законодательство позволяет привлекать к ответственности основателей пирамид только постфактум, когда граждане обнаруживают у себя в кармане смачный кукиш вместо обещанной пачки денег. Дела эти для юристов хлопотные, скользкие, ведь для того, чтобы иск был принят и состоялся суд, нужно доказать факт мошенничества. Сетевики тоже не лыком шиты, знают, как подстраховаться, дабы выглядеть перед законом чистенькими, имеют в арсенале опытных юрисконсультов и адвокатов.
Граждане продолжают добровольно отдавать пирамидным зазывалам свои денежки. По мнению психологов, дело тут в заложенной на генном уровне жажде получить деньги «на халяву», ничего не делая, да побольше. Классический пример — «Властилина», к которой после отсидки хозяйки снова косяком пошли люди с деньгами в руках, и среди них — уже единожды кинутые! В России «Hop-Go!» сопровождается шумным ажиотажем, народ торопится успеть в богатую жизнь. У нас — пока начало. «Вы пока кому попало не рассказывайте, — предупреждает меня на прощанье Вера, — мы первые, люди нужны надежные». Лживо обещаю помалкивать. Но вот открываю газету и… «Hop-Go! Скачок к богатству!» Значит, не первые. Звоню, договариваюсь. Комнатушка — в два квадратных метра. Убедительная дама улыбается: «Вы со мной разговаривали, а этого молодого человека из хоп-гоу сейчас нет. Здесь несколько фирм сидят. Знаете, мой вам совет: не лезьте в эту виртуалку. Во-первых, нужно сразу выложить 210 долларов (уже? — авт.), во-вторых, подозрительно все это, они еще не состоялись. Другое дело мы — «Тяньши», это тибетская медицина…» И она начинает быстрехонько рисовать на листке точно такую же пирамиду из уровней, какую разглядывала я вчера за столом у Веры, с грустью думая при этом о будущих «партнерах» Довганя и прочих благодетелей. Я-то, ребята, пас — уж извините.