Проклятие третьего Золотого человека - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проклятие третьего Золотого человека

Проклятие третьего Золотого человека

Жители Восточного Казахстана считают, что после раскопок чиликтинского Золотого человека в 2003 году на их регион обрушилось проклятие аруахов.Чтобы загладить свою вину перед духами предков, сельчане хотят предать земле останки сакского царя, извлеченного из кургана.

  • 28 Июня 2013
  • 2973
Фото - Caravan.kz

Долгих пять лет понадобилось жителям села Чиликты Зайсанского района, чтобы беспрецедентное решение о перезахоронении ископаемых останков древнего человека было принято Комитетом по культуре Министерства информации и культуры Казахстана.

– Примерно с 2008 года в наших селах стали рождаться дети с различными отклонениями, погибал скот, а наводнения и обильные снегопады случались все чаще, – рассказывает один из жителей села Чиликты Айдын ЕГЕУБАЕВ. – Аксакалы связали все эти катаклизмы с тем, что после извлечения мумии сакского царя и богатого убранства его саркофага большинство предметов, а также частично кости животных, предметы обихода остались лежать в раскопанном кургане. Многое растащили любопытствующие, дети… К тому же никто не может ручаться: от чего в свое время погиб или умер этот царь? Может быть, при вскрытии захоронения на свет божий вместе с ним вышли и другие напасти?

Антрополог, старший научный сотрудник Института этнологии и истории имени Ч. Валиханова Айнагуль ИСМАГУЛОВА считает, что перезахоронение – случай из ряда вон выходящий, и ей бы не хотелось, чтобы это стало повсеместным явлением в Казахстане:

На такой шаг ученые пошли для того, чтобы успокоить сельчан, хотя, если рассудить здраво, вряд ли все эти природные катаклизмы и болезни связаны с раскопками. Если мы станем закапывать все свои находки, то будущим поколениям исследователей просто не на чем будет изучать прошлое.

Почетный житель Зайсанского района Советхан ГАББАСОВ высказал свое мнение: современным археологам стоит подумать, извлекая на свет божий те или иные артефакты, как же дальше будут охраняться эти памятники нашей истории и археологии:

– Такие сохранившиеся курганы могут стать настоящими музеями, кладовыми знаний для будущих поколений, а у нас получается: золото и украшения изъяли, а все остальное, в том числе и кости, бросили…

Сам же исследователь кургана в Чиликты профессор Абдеш ТОЛЕУБАЕВ считает, что все необходимое со своей стороны археологи сделали, остальное – за государством, которое обязано законсервировать курганы либо создать музей:

После исследования костных останков мы должны их предать земле. Этот вопрос поднимался давно. Правда, мы думали делать это в рамках музеефикации Чиликтинского некрополя. Но вопрос затягивается, поэтому перезахоронение правильно с точки зрения морали. Другой вопрос: по каким обычаям? Ведь этот древний человек жил более 15 веков назад! Что касается проклятий – то все это выдумки! Другое дело, что надо вовремя восстановить эти курганы, однако все упирается в финансирование.

В субботу, 29 июня, инициативная группа из села Чиликты заберет останки древнего сакского царя из Института этнологии и истории имени Ч. Валиханова. И уже 30 июня предаст земле в том самом кургане, который был потревожен 10 лет назад.