На прошлой неделе Комитет по защите прав потребителей министерства нацэкономики заявил, что в российской и белорусской молочной продукции на наших прилавках обнаружили нарушения. В позорные ряды фалисификата попали: «Чудо коктейль для взбивания» компании ВиммБилльДанн (Москва), белорусская сгущенка «Три желания», российский творожный сыр с зеленью «Альмитте», сливки «Чудское озеро» (Россия, Великий Новгород), и, ВНИМАНИЕ, отечественное молоко «В лучших традициях», произведенное в Акмолинской области.
Комитет «начал работу по изъятию фальсифицированной продукции», — говорится в заявлении, и призвал казахстанцев воздержаться от покупки перечисленных продуктов.
Что все это значит, как с этим жить, есть, и можно ли есть вообще? – за ответами на эти вопросы редакция медиа-портала Caravan.kz обратилась к Светлане РОМАНОВСКОЙ, председателю Лиги потребителей Казахстана.
— Как наши, российские и белорусские надзорные органы вообще допустили такую утечку фальсификата на рынки? Можно ли это объяснить?
— Как они допустили такую ситуацию – на это я ответить не могу, это вопрос исключительно к ним.
— В заявлении говорится, что перечисленные фальсифицированные продукты должны изымать с прилавков. Кто это будет делать и контролировать?
— Здесь изначально вообще большой вопрос: фальсифицирована ли эта продукция на самом деле или все-таки допущена до производства? Дело в том, что сейчас есть такой бизнес: скажем, наше предприятие покупает рецептуру, производит продукцию у себя и платит какому-нибудь тому же российскому бренду за авторские права. Так выпускают не только молочную продукцию, но и мясную. И вот как это называется?
— Вы нам скажите.
— По большому счету, это мошенничество. То есть, вы, как покупатель, предполагаете, что купили, скажем, белорусскую колбасу. Что выросла эта колбаса на их лугах. А фактически вы покупаете казахстанский продукт. Точно так же производят и, к примеру, в соседнем Кыргызстане.
— То есть, это скорее претензия не к головным офисам компаний в Беларуси или Минске, а к тем, кто выпускает продукцию под их брендами на наших рынках?
— Так в том-то и дело, что мы не знаем, где эту продукцию выпускают на самом деле!
— А кто это должен знать?
— Это новый вид бизнеса. И он у нас никак не урегулирован. Более того, мы не знаем, как с этим разобраться! У нас ведь что не запрещено – то разрешено. А запрета на такое производство нигде нет. Говорят, что такая практика происходит по всему миру. А сейчас совершенно непонятно, что это за стандарт, каким он должен быть, кто его контролирует и контролирует ли вообще. Контролируют ли производство в других странах сами бренды? Или их устраивают выплаты за авторское право, и они совершенно не смотрят за чужим производством продукции под своим именем?
— Кто конкретно должен осуществлять контроль за продукцией в Казахстане?
— Это отдельная песня. Сейчас Комитет по защите прав потребителей опять расформировывают. Он становится просто отделом в антимонопольном комитете. У нас нет потребительского образования. Нормативная база по защите прав потребителей в Казахстане совершенно не выполняется.
— Выходит: «А судьи – кто?»
— Да. Ничего не понятно. За эти четыре года у них было столько реорганизаций. Но до сих пор нет специально обученных людей. Такое ощущение, что у нас никому не выгодно, чтобы казахстанский потребитель был грамотным и мог делать осознанный выбор. Я уже не один раз поднимала один вопрос.
— О потребителях. Может ли рядовой покупатель сам определить: фальсификат перед ним на прилавке, или нет?
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Как выбрать качественное молоко
— Нет. Сейчас уже нет, вообще невозможно. Если раньше мы говорили, чтобы люди покупали продукцию в больших супермаркетах, то сейчас даже там может затесаться фальсификат. Говорили о том, что у подделки может быть некачественная упаковка. Но сейчас все это настолько шагнуло вперед, что иногда фальсифицированная продукция упакована лучше той, что выпускает настоящий производитель.
— Чем опасен фальсификат для здоровья?
— А не понятно, что в этом продукте может содержаться. Вдруг там бруцеллез (инфекционная болезнь домашних животных, передающаяся человеку через мясомолочные продукты и вызывающая поражение нервной, сердечно-сосудистой системы и костно-суставного аппарата, — прим.ред.). Или не было нормальной пастеризации. А молочные продукты – это ведь, в первую очередь, детское питание. И если здесь говорить о защите прав потребителей, то государство обязано гарантировать нам безопасность приобретаемой продукции. Мы ведь не можем быть специалистами во всех сферах.
— И что же нам остается? Носить с собой список заявленных фальсифицированных продуктов в кармане, чтобы случайно не купить их?
— Да. Я думаю, только так. Больше ничего.
— Так, а вообще, есть в нашей стране защита прав потребителей?
— Нет. Нету у нас ее вообще. Нормативно-правовая база у нас идеальная. Но ее никто не исполняет. В судах ужасный бардак, и общество защиты прав потребителей гоняют из одного в другой. Мы только и успеваем жаловаться в прокуратуру и вышестоящие органы. Как таковой эффективной системы защиты прав потребителей у нас нет. Зачем тогда были нужны все эти реорганизации в Комитете?
ПРИМЕЧАНИЕ: редакция медиа-портала Caravan.kz подготовила официальный запрос в Комитет по защите прав потребителей при министерстве национальной экономики за разъяснением ситуации.