В связи с этим хочу привести слова казахстанского философа, одного из авторов философского обоснования предмета «Самопознание» Греты Соловьевой: «…Поучительный опыт истории, печальные уроки преобразования мира, не затрагивая глубинной сути человека, учат, что начинать следует как раз с изменения самого человека: его самосознания, ценностных ориентаций, характера, привычек, образа жизни».
Именно поэтому возникает необходимость изменить задачи и качество образовательного процесса. Мы задаемся вопросами: чему учить, как учить. Но главным вопросом, на наш взгляд, остается вопрос о том, каким должен стать человек в результате образовательного процесса.
Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», стержнем которой является одноименный предмет,– один из реальных путей к развивающему образованию, которое помогает человеку формировать собственный образ – личности, обладающей убеждениями, основанными на гуманистических общечеловеческих и национальных ценностях, ориентированной на самопознание, саморазвитие, направленной на творческую самореализацию и служение обществу.
Идея программы принадлежит Саре Алпысовне Назарбаевой. Интуиция и жизненный опыт женщины, матери привели ее к пониманию того, что, несмотря на всю важность благотворительной помощи нуждающимся в ней детям, необходимо найти возможности помочь каждому ребенку раскрыться, развить в себе жизненно важные убеждения и качества. Осуществить это можно именно через систему образования.
Два важных понятия лежат в основе нашей программы, предмета «Самопознание» – изменение и общечеловеческие ценности. Изменение в том смысле, в котором сказал Махатма Ганди: «Если хочешь изменить мир, изменись сам». Изменись – значит, познавай себя и не останавливайся – воспитывай себя, развивайся.
Общечеловеческие ценности – это та духовная основа, заложенная в содержание предмета и программы в целом, на которой формируются ценностные ориентации, убеждения личности, навыки нравственного поведения. Общечеловеческие и национальные ценности – это сообщающиеся сосуды. Если обратимся к культуре любого народа, мы обнаружим эти базовые понятия – любовь к отчизне, стремление к справедливости, необходимость жить по совести, ценить жизнь.
В казахской культуре идеал человека, включающий этический, эстетический облик человека, его образование и воспитание, мир его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни, отражен в концепции Абая «Толық адам».
В чем ценность программы нравственно-духовного образования «Самопознание» для нашей системы образования?
Содержание программы и ее стержневого компонента – предмета «Самопознание», применяемые методы и приемы обучения и воспитания:
- побуждают растущего человека к самопознанию, развивают навыки рефлексии, мотивацию к саморазвитию; он учится понимать себя, свои желания, мотивы, оценивать свои поступки, пытается формулировать свои цели;
- помогают перейти к педагогике сотрудничества, сделать социально-психологический климат в школе комфортным для детей и педагогов;
- позволяют осуществлять воспитательный процесс в рамках воспитательной системы целостно, уйти в воспитании от засилья мероприятий;
- дают возможность развивать ключевые компетенции личности: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить (Жак Делор, Образование: сокрытое сокровище).
Воспитательная система школы, основанная на программе «Самопознание», усиливает ценностное содержание учебного процесса, внеучебной деятельности, дополнительного образования. Это помогает учащимся понять и использовать на практике возможности образования как инструмента личностного развития: лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки; подготовиться к участию в общественной жизни; научиться позитивно мыслить, чувствовать и действовать.
Одним из важнейших показателей того, что гуманная воспитательная система в школе действует, является изменение социально-психологического климата, который зависит от качества отношений педагогов, учащихся и родителей и который определяет качество и характер школьной жизни.
Он складывается из того, как люди чувствуют себя в школе, каковы их общие нормы, ценности и цели, а также вбирает в себя чувства, которые вызывает у учеников школьная среда со всеми ее элементами, фиксирует и проявляет отношения между учениками и учителями, учеников друг с другом.
Позитивный школьный климат включает нормы, ценности и ожидания, которые создают и поддерживают чувство физической, эмоциональной, социальной безопасности и тем самым способствуют обучению и личностному развитию школьников, помогают вырастить полноценных членов общества.
Ребенок чувствует себя в школе хорошо, когда:
- он вовлечен в учебный процесс: испытывает удовлетворенность, удовольствие от учебы (все понимает, нет страха перед уроком, учиться интересно);
- у него доброжелательные, доверительные отношения с учителями;
- в отношениях между учащимися в классе и школе отсутствует агрессия, и – наоборот – присутствуют взаимопонимание, дружба;
- интересна жизнь в школе вне уроков: дополнительное образование, интересные школьные дела.
В школах, которые приняли программу «Самопознание» серьезно, с интересом, мы наблюдаем позитивные изменения. Это подтверждается результатами анонимного анкетирования учащихся, педагогов и родителей, проведенного в рамках научно-исследовательского проекта.
Мы не могли не задать учащимся вопрос о том, помогло ли им чем-либо изучение предмета «Самопознание». Вот некоторые ответы учащихся основной и старшей школы:
- научился принимать себя таким, какой есть;
- научился высказывать свои мысли;
- стал больше верить в себя;
- стал прислушиваться к мнению учителя;
- научился работать в группе;
- стал уважительнее относиться к одноклассникам, помогать им.
Ответы свидетельствуют о том, что этот предмет помогает ребятам развивать в себе навыки самооценки, умение строить отношения с другими людьми.
Предмет «Самопознание», усиливая ценностный смысл образования, направлен на раскрытие и развитие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, совершать нравственный выбор, ценить и преумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.
Плодотворность этого процесса зависит во многом от одного важнейшего условия – личности педагога. Он осуществляет педагогическую поддержку ребенка на всем пути его становления как личности, помогает освоить способы самовоспитания и саморазвития, что в конечном итоге позволит молодому человеку осуществить свое жизненное призвание.
Самопознание – это олицетворение педагогики поддержки, основанной на философии любви. Эту философию привнесла в систему нашего образования Сара Алпысовна Назарбаева. Сегодня можно с уверенностью сказать, что философия любви – основа жизни этой удивительной женщины, смысл ее служения детям, стране, человечеству. Мечта Сары Алпысовны о том, чтобы наше образование раскрывало все прекрасное, что есть в каждом человеке, воплощается в реальность.
Калиева Г.И., ученый секретарь НАО «НИГРЧ», кандидат педагогических наук