Программа или профанация? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Программа или профанация?

Программа или профанация?

Наконец-то вышла в свет Программа развития жилищно-коммунальной сферы г.Алматы на 2007-2008 годы.

  • 7 Сентября 2007
  • 1005
Фото - Caravan.kz

И все в ней вроде бы чудесно расписано и предусмотрено… Однако, как всегда в проектах, оторванных от реальной жизни, в ней много всевозможных «но».
Об этом рассказала исполнительный директор Лиги ПКСК г.Алматы Римма Филипповна Гречко.
Начнем с того, что Постановление правительства РК «Об утверждении Программы развития ЖКС в Республике Казахстан на 2006-2008 годы» вышло еще 15 июня 2006 года. А акимат г.Алматы зашевелился только в этом году. Причем реализация представленной программы рассчитана на 2007-2008 годы, а уже… полгода прошло.
Идем дальше. В программе рассчитан бюджет на ее реализацию. Только, как это у нас водится, сей бюджет еще нужно будет представлять на рассмотрение в маслихат. Добиться и дождаться этого утверждения. И только тогда можно будет приступать к реализации самой программы.
А к тому времени 2007 год … закончится. Так, что по срокам — эта программа уже профанация. Да, и это в том случае, если бюджет вообще утвердят. Спрашивается, когда мы возьмемся за реализацию программы? В документе также пишется много о том, что, мол, там изношено, там недоделано и недодумано. Хочется спросить, товарищи, разработчики, где вы раньше были и какие же вы мечтатели, что думаете — стоит определить источники финансирования так они и зафонтанируют денежными потоками в нужном направлении?
— Особенно несправедливо, — говорит Римма Филипповна, — звучат обвинения разработчиков в адрес КСК в том, что кооперативы не справились со своим главным предназначением и «фактически стали выполнять функции не столько потребительских, сколько производственных кооперативов, монополизировав предоставление жильцам услуг по эксплуатации и содержанию домов и придомовой территории».
Товарищи разработчики, о чем вы говорите? В начале 90-х никто никакой альтернативы не предлагал. Городские и районные исполкомы, горжилы и райжилы в те времена «бежали впереди паровоза» и торопились сбросить на плечи народа жилой фонд в жутком состоянии. Все средства, выделяемые тогда на капитальный ремонт, были разворованы.
Все взрослое население Алматы отлично знает, что КСК тогда самостоятельно взяли на себя ответственность за поддержание жилого фонда. А теперь, когда КСК научились справляться с основной массой проблем, нашли альтернативу — кондоминиумы с двумя счетами, ЖКО и мобильные группы, которые с треском провалились, не успев толком народиться — пример Ауэзовский район.
При этом до сих пор ни маслихат, ни акимат не побеспокоились о том, чтобы обеспечить КСК профессиональными кадрами. Раньше был институт коммунального хозяйства, было министерство коммунального хозяйства, ремстройтресты. А сейчас только частные фирмочки, которые лишь стремятся нажиться за счет жильцов. И не могут предоставить при этом качественные услуги.
До сих пор в домах, где нет кондоминиума (а их по городу всего 20 процентов от общего количества) места общего пользования — кровли, фасады, подъезды, подвалы, общедомовые сети и придомовые территории принадлежат государству, и оно обязано содержать эти места.
А на практике все обслуживается за счет жителей — членов КСК. Когда же государство отдаст долги народу, который много лет содержит за свой счет места общего пользования, принадлежащие до сих пор ему же?
Вместо того, чтобы всячески помогать КСК, их у нас теперь обвиняют в несостоятельности. Например, для того, чтобы содержать дом и места общего пользования нужно поднимать целевые взносы. Жители идут на это неохотно. Хотя сотрудники КСК постоянно разъясняют, что бремя содержания дома, в котором они живут, лежит на них. Так городской акимат вместо того, чтобы оказать посильную помощь, почему-то выносит решение об отмене 0,41 тенге на обслуживание счетчиков. А кто их будет обслуживать и на какие деньги?
Между тем в программе очень хорошо расписаны объемы капремонта по видам работ. Выявлены ресурсы и источники финансирования. Из местных средств потребуется 88,7 млн. тенге. Предусмотрели и затраты на организационно-информационную и пропагандистскую работу с использованием СМИ, затраты на оформление кондоминиума и на государственную регистрацию. Это хорошо. Но подавляющее большинство жителей считали и считают, что государство обязано принимать участие в поддержании жилого фонда.
Например, в России все места общего пользования до сих пор полностью содержит государство. В Латвии 25 процентов — жители, а 75 — муниципалитет. И нужно сказать, что дома в этих странах содержаться в идеальном состоянии. Конечно, в этом есть и заслуга самих жителей. У нас же жители зачастую отвратительно относятся к содержанию мест общего пользования. Но это проблема менталитета горожан, а не кооперативов.
Да, многим КСК сейчас не под силу заменить совмещенные кровли на 90 % домов. Эти кровли — настоящее бедствие для Алматы. Летом они плавятся, а зимой лопаются. Их нужно срочно заменять на шатровые или металлочерепицу. Или наши лифты. В подавляющем большинстве они находятся в ужасном состоянии. Срок эксплуатации многих давно истек. Вот с этим КСК тоже помочь нужно.
Если бы с самого начала сброса жилого фонда на плечи собственников за гор- и райакиматами были законодательно закреплены функции долевого участия в содержании жилого фонда, не нужно было бы сейчас «изобретать велосипед» в виде всяких программ и выпускать кипу неработающих постановлений.
Откровенно говоря, вызывает сомнение тот момент, когда средства попадут в акиматы. Как там ими распорядятся? Или опять разнесут-размажут по иным статьям расходов (или вообще разворуют) по нашей старой отечественной традиции? Тут уж пиши программу или не пиши, ничего не поможет.
А КСК — все-таки проверены временем. И надо бы не забывать, что сломать легко, а вот построить, не на бумаге — намного сложнее.