Крыша будет не у всех
Александр КАЛИНИН, вице-президент Казахстанской федерации недвижимости:
– Перед тем как предложить свой прогноз, думаю, уместно подчеркнуть, что уходящий год характеризовался реальными действиями государства по обеспечению населения важнейшей частью жизнедеятельности – крыши над головой. Посудите сами: запуск госпрограмм “Доступное жилье”, “Ветхое жилье”, романтическое предложение А. Беловича “ипотеку под 6 процентов на 20 лет с компенсацией разницы в пользу банков второго уровня госсредств”. Наконец, новая президентская жилищная программа по арендному жилью с правом выкупа на 30–40 лет без первоначального взноса. Остались в стороне искусственные попытки оживить рынок недвижимости со стороны его профессиональных участников – застройщиков, банкиров и риэлторов. Ну нет денег у народа на коммерческое жилье! Кто мог – давно приобрел.
– Какой объем спроса закроет эта программа?
– Представляется, что в условиях постоянного сокращения числа чиновников, на которых в первую очередь и рассчитаны программы, их реализация коснется не более 12–15 процентов нуждающихся в жилье. Причем речь идет о сроке до 2020 года, т. к. программы частично запущены, частично в стадии проекта. В наступившем 2015 году на обеспеченность населения жильем, как и на снижение его стоимости, указанные программы не повлияют.
– Если российский рубль не восстановит свои позиции, то сохранится ли ажиотажный спрос казахстанцев на жилье в России и не скажется ли это негативно на рынке недвижимости в Казахстане, как предполагают некоторые эксперты?
– Значимой, определяющей зависимости здесь не усматривается. Нам хватает и своей стагнации практически по всем секторам рынка недвижимости.
Ждать осталось недолго
Еркин ИРГАЛИЕВ, исполнительный директор Западного регионального филиала научно-образовательного фонда “Аспандау”:
Тенге – рубль – доллар
Соотношение между этими валютами во многом зависит от финансовой политики России и в целом стабильности и имиджа нашего партнера по ЕАЭС. Давление заниженного курса рубля может привести к ухудшению торгового баланса с РФ. Резко нарастить экспорт не удастся. Значит, девальвация может оказаться неизбежным выходом.
Инвестиции
Санкции, наложенные на РФ, для Казахстана – и риск, и возможность. Например, утекающие из РФ инвестиции можно привлечь в экономику Казахстана.
Терроризм
Здесь важно обратить внимание на фактор ИГИЛ, в связи с которым и России, и Казахстану придется скорректировать свои международные и внутриполитические планы. То, что в международных СМИ периодически “всплывают” факты активного участия граждан РК в формированиях “Исламского государства”, заставляет оценить угрозу терроризма для Казахстана как высокую. Надо понимать, чем отличается угроза ИГИЛ от “Талибана” или всяких доморощенных “жамаатов”: в него вливаются представители совсем другого социального слоя. Не бедняки или люмпены из социальных низов, а люди с “убеждениями”. А такие люди при наличии ресурсов очень быстро наращивают базу поддержки и рекрутинг. Например, в Западном Казахстане зафиксированы факты участия в формированиях этой структуры бывших работников правоохранительной системы и госорганов.
Думаю, если компетентным структурам удастся пресечь безнаказанный возврат участников боевых действий в Казахстан под видом “пострадавших” и “обманутых правоверных”, то угрозу удастся минимизировать.
Пенсионная система
100-миллиардные убытки ЕНПФ, думаю, никого не удивили. Если государство не будет спасать накопления граждан, то вероятен сценарий многолетней стагнации и убыточности.
Банковская система
Естественно, наши банки будут испытывать серьезную конкуренцию со стороны российских банков, а через несколько лет и со стороны банков дальнего зарубежья. Если пройдет обязательное увеличение капитализации банков, то они продолжат слияние. В условиях низких цен на нефть это серьезная проверка на прочность. С другой стороны, если санкции на российские финансовые структуры будут усилены, то это опять же открывает новые возможности для наших банкиров. Деньги всегда найдут, где “просочиться”, и нашим банкам при определенных условиях можно на этом заработать.
Политическая система. Реформы
В принципе, ждать осталось недолго. Если выборы будут объявлены в первом квартале нового года, с большой долей вероятности можно прогнозировать постепенную трансформацию политической системы РК в сторону усиления полномочий Парламента и правительства.
Рынки семейного формата
Председатель профсоюзной организации предприятий торговли и сферы услуг Жибек АЖИБАЕВА.
Прошедший 2014 год для бизнеса оказался знаковым и результативным. Если говорить о сфере торговли, которую я курирую, то мы нашли на всех уровнях поддержку. В прошлом году мы подготовили все документы, нормативно-правововую базу, в результате были внесены изменения, которые убрали много административных барьеров. В 2015 году грядут большие изменения. Начнется перевод торговых предприятий на новый формат. Пойдет модернизация рынков – то есть речь уже идет не о ликвидации, а о выгодной для предпринимателей поддержке. Планируется увеличение торговых сетей малых форматов – небольших семейных магазинов, увеличится количество магазинов в регионах. Количество предпринимателей может вырасти. Главное, люди, которые еще недавно оказались перед выбором, оставаться в бизнесе или уйти, скорее всего, примут решение продолжить торговую деятельность, а это означает рабочие места, налоги в бюджет и уверенность в своем будущем.
О неизбежности роста тарифов
Председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ.
Не уменьшится объем торговли со странами, которые объявили санкции против России. Даже, наоборот, увеличится. Отчасти из-за снижения цен на их товары.
Да, в 2014 году объемы торговли внутри ТС сократились, но, опять-таки, благодаря санкциям в 2015 году торговля внутри союза снова возрастет. Частично – из-за поставок товаров, которые попадают под санкции США.
Девальвация. Скорее всего, ее не будет. До конца I квартала будет в большом спросе тенге – наши экспортеры начнут усиленно продавать валютные запасы для уплаты налогов. Поэтому большой потребности в валюте не будет.
Инфляция останется в пределах 6–8 процентов. Во-первых, из-за валютного давления, во-вторых, из-за отсутствия дешевых денег.
Цены на энергоресурсы, прежде всего нефть и уголь, скорее всего, к концу 2015 года вырастут на 20–25 процентов благодаря расходам запасов и возобновлению производства в крупнейших странах мира осенью будущего года.
Цены на ГСМ должны немного упасть. Стабилизация цен на энергоносители будет продолжаться, но сегодняшняя цена бензина не соответствует условиям переработки.
А вот коммунальные тарифы в Казахстане, к сожалению, вырастут. Основная причина – использование большого количества западного оборудования, которое также требует ремонта, но более дорогого, чем оборудование отечественное, российское или украинское.
Что поставим на стол?
Заместитель председателя правления АО “Казагромаркетинг” Арсен КЕРИМБЕКОВ.
Молоко
Сырым молоком Казахстан себя почти полностью обеспечивает. Но молочные продукты – сыр, масло, творог – мы импортируем.
Главная тенденция на рынке молока – постепенный переход потребителей на “пятисуточное” молоко, более натуральный продукт с коротким сроком хранения. При этом за последние три года потребление “годового” молока – упакованного в тетрапакеты – упало в 2 раза. В следующем году эта тенденция продолжится. Это поможет развиваться именно отечественным предприятиям, так как зарубежные компании, даже российские и киргизские, не могут выдержать сроки поставок натурального молока в такие жесткие сроки.
Мясо
Главное изменение – в русле мировой тенденции – в Казахстане увеличивается потребление мяса птицы. Сегодня казахстанцы съедают около 300 тысяч тонн курятины в год, и только половину этого объема производим сами. Но в 2015 году мы ожидаем увеличения производства мяса птицы.
Параллельно рынок будет переходить на охлажденное мясо. Сейчас мы потребляем 90 процентов курятины, которая поступает в магазины в замороженном виде, и только 10 процентов – в охлажденном. Если станем кушать хотя бы четверть всего мяса охлажденного (а это более здоровая пища), то это уже будет победа нового года.
Казахстан достиг полного самообеспечения говядиной. Растет ее экспорт. И потребители стали более требовательны к качеству: народ все больше переходит на мясо бычков мясных пород, а не отбракованных коров молочного стада. Поэтому мелким производителям будет сложнее.
Баранина. В структуре потребления мяса в мире баранина занимает от силы 2 процента. В Казахстане этот вид мяса традиционно занимает важное место.
Главный показатель – продажи баранов во время Курбан-айта. В этом году во время праздника было отмечено стабильное снижение цен.
Цены на конину также перестали активно расти. В основном благодаря массовому откорму и мероприятиям против скотокрадства. Но, к сожалению, одновременно начало страдать качество мяса. Дело в том что лошадей стали массово откармливать зерном. Кроме двух самых бедных регионов – Тургайского и Жезказганского – везде лошади на откорме. Такое мясо мало пригодно для приготовления традиционных казахских мясных деликатесов, того же казы. Если эта тенденция сохранится, мы можем потерять свои национальные блюда.
В ценах на овощи изменений пока не будет. Теплицы вводятся, мощности достаточные, но мы стали есть гораздо больше овощей – люди переходят на здоровое питание, а это поддерживает высокий уровень цен, особенно в межсезонье.
Проблемы мирового эгоизма
Президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман АЛШАНОВ.
Украина
Украина до кризиса была одним из самых активных торговых партнеров Казахстана: товарооборот между нашими странами достигал 5 миллиардов долларов – это на миллиард больше, чем со всеми странами Центральной Азии. И структура взаимной торговли была достаточно сбалансирована. Теперь необходимо восстанавливать наши экономические отношения. Ведь если сейчас Украина объявит дефолт и ее экономика завалится, это рикошетом ударит и по нашей экономике.
Не думаю, что мы должны отвернуться и от России. Полагаю, первое полугодие будет происходить коррекция наших экономических отношений с учетом сложившейся ситуации.
Нефть
Цена на нефть, конечно, будет подниматься. В игры с дешевой нефтью уже наигрались, даже Саудовская Аравия при цене в 40 долларов за баррель будет терять более 100 миллиардов долларов в год. Им тоже этого не нужно. Скорее всего, цена установится на отметке 60–70 долларов – это золотая середина.
К сожалению, китайская экономика – основной потребитель лишней нефти в последние годы – теряет темпы развития. Поэтому 2015 год будет годом поиска компромиссных решений.
Надо полагать, теперь будет более сдержанное отношение государства к росту добычи и экспорта нефти. Амбиции правительства будут умеренны, хотя до затягивания поясов, вероятно, дело не дойдет. Может быть, это и правильно. Исходя из этого упор в новых проектах должен быть сделан на их качество и эффективность, с большей мультипликацией.
Должен быть введен тотальный контроль за чиновниками.
Все страны так или иначе, но установили протекционистские меры. Хотя все понимают, что без развития международной торговли выход из кризиса будет тяжелый. Поэтому актуальной станет проблема мирового эгоизма.
Рубль
Думаю, в январе – феврале должно начаться укрепление курса рубля. Одновременно сократится потребность в долларах. Все товары, которые были выброшены на российский рынок в прошлые периоды, покупатели раскупят, на рынок будут поставлены товары уже с учетом дорогого доллара. Новые цены остудят всех.
Хотя сейчас самой России выгоден дешевый рубль. Если раньше такое положение било по амбициям, то сейчас пришло понимание, что и в такой ситуации можно жить и работать. Поэтому восстановление курса рубля будет не быстрым, на уровне 45–50 рублей за доллар. Такой уровень будет способствовать проникновению российских товаров на внешние рынки.
Девальвация
Думаю, что оснований для девальвации тенге нет. С 2015 года Россия переходит на плавающий курс рубля, и рубль должен подняться. В итоге это окажет поддержку тенге, и мы также сможем постепенно перейти на плавающий курс. Это сделает ситуацию на валютном рынке более спокойной, и курс тенге будет более точно отражать состояние экономики Казахстана.
Будем падать дальше?
Сергей СМИРНОВ, экономист:
– Аналитические отчеты энергетических агентств убеждают, что тенденция к снижению мировых цен на энергоносители имеет долгосрочный характер. Нефтяные цены продолжают падать, и сегодня невозможно предсказать уровень, на котором они стабилизируются. Вполне вероятно, что средняя цена барреля в 2015 году не превысит 70 долларов. Это делает разработку Кашагана нерентабельной, а значит, в среднесрочной перспективе пополнить госбюджет доходами с него не удастся.
Объединение экономик – больше вреда, чем пользы
Есенжол АЛИЯРОВ, руководитель Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, доктор политических наук:
– Стоит ли ожидать в будущем году каких-то структурных изменений в правительстве, Парламенте? Учитывая слова Касым-Жомарта Токаева о том, что мы взяли курс на парламентско-президентскую республику…
– На мой взгляд, эффективность правительства Казахстана должна развиваться лишь по формуле “Меняется управленец, структура остается”. Бесконечные структурные изменения, несомненно, могут негативно сказываться на осуществлении Посланий Президента – “Нұрлы жол” и “Казахстан-2050”. Так что правительству необходимо консолидироваться, стать командой. Тем более что 2015 год в экономическом плане будет тяжелым в связи с падением цен на нефть.
Что касается слов Касым-Жомарта Токаева, то подобные высказывания появляются с некоторой периодичностью, а через 2–3 недели все забывают об этом. Видимо, потому, что само общество и власть со своими внутриклановыми интригами пока что не готовы к такой системе. Исходя из этого можно предположить, что президентская система власти в обозримом будущем сохранится.
– Как будет развиваться внешняя политика Казахстана, какие вызовы и риски могут встать перед нашим государством в 2015 году? В том числе и в связи с ЕАЭС и ВТО, в которую мы так и не вступили?
– Выбранный еще на истоке независимости главой государства Н. А. Назарбаевым многовекторный путь во внешней политике вопреки нынешним угрозам и вызовам будет продолжать свое функционирование и в следующем году. Из недавнего визита Президента страны в Украину видна политика балансирования между различными геополитическими центрами силы, оказывающими влияние на Казахстан и Центральную Азию в целом.
Небезызвестен тот факт, что одним из вызовов, беспокоящих международное сообщество, является ситуация вокруг Украины и связанные с этим серьезные санкции, направленные на ухудшение экономического и политического состояния нашего главного на сегодняшний день союзника – России. Столь активное втягивание Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России в интеграционный институт вызывает немало вопросов в связи с международной изоляцией Российской Федерации. Следовательно, не исключается версия, что в перспективе интеграционный проект в рамках ЕАЭС может потерять свои позиции и значимость по мере ухудшения российской экономической ситуации.
Еще одним немаловажным вопросом является тот факт, что экономики Казахстана и России, будучи ориентированными на накопление своего капитала посредством нефтяных залежей, не могут быть взаимодополняющими (а это основной принцип интеграционной политики), следовательно, конкурируют между собой.
Касательно откладывания процесса вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), то это скорее положительная ситуация в целях спасения продовольственной безопасности страны.
Тотальное объединение экономик может принести Казахстану, который находится далеко не на равной стадии развития с другими государствами, намного больше вреда, чем пользы.