Бомбы нет. Демократия есть?
К концу января политическая погода в Казахстане установилась достаточно устойчивая. Внутри страны все, кто хотел заявить о своих новых политпристрастиях — сделали это. Причем, очень громко.
В частности, политические структуры опальных и отставных олигархов четко связали с себя со столь нелюбимым ими понятием «Демократия». Всего на мероприятия в Алматы, посвященные дальнейшей демократизации страны, по непроверенным данным было потрачено около 5 миллионов…, нет, не тенге, а долларов. Как правильно сказал на днях в одном телевизионном интервью придворный, но все равно умный политолог Ермухамет Ертысбаев: у старых оппозиционеров нет денег, но есть идеи; у новых демократов деньги есть, идеи отсутствуют. Вот и встретились многочисленные одиночества в южной столице, дабы убедиться в том, что их на самом деле не мало, и у них теперь есть и идеи и деньги.
Парадокс же прошедших мероприятий заключается в том, что вместо объединения оппозиции под лозунгами демократии, произошло легкое размежевание. Например, все члены руководства ДВК, кроме господ Аблязова и Жакиянова, мягко, но принципиально отказались участвовать в собрании демократической общественности, проходившем в здании Госцирка. А самый известный правозащитник страны г-н Жовтис не стал подписывать письмо с осуждением факта существования уголовного дела на г-на Жакиянова. Присутствие же на «демократических» мероприятиях в Алматы г-на Абдильдина и г-жи Савостиной, так, вообще, привнесло в них долю неуместного комизма. Неуместного, потому что такое серьезное дело, как разговор о демократии, не должно превращаться в балаган.
Еще одним минусом нынешних деммероприятий стало полное отсутствие диалога с кем бы то ни было. Члены узкого круга выступающих говорили только о том, о чем они любят в последнее время поговорить. Но ни в цирке, ни на площади за кинотеатром представителям общественности, т.е. собравшимся сказать ничего не дали. Как и не дали ничего сказать представителям отличного от их мнения. Размах демократии по-олигархически дошел даже до того, что сообщение должностного лица о заложенной бомбе и его просьба приостановить митинг и очистить площадь за кинотеатром, вызвала только радостный смех и призывы «Не поддаваться на провокации». И никто из устроителей в этот момент не подумал о том, что будет с ними, если, правда, что-либо рванет, и погибнут люди. Вот такой урок законопослушания на первом же занятии в школе демократии. Урок, который еще и был растиражирован на страницах печатных и телевизионных таблоидов, как факт достойный всяческого уважения и подражания.
Кстати, любой директор школы, на 200% уверенный, что звонок о заложенной в здании бомбы, — это нежелание, какого-нибудь Пети Иванова из 7 «Б» решать контрольную, все равно организованно выведет всех детей на улицу, и будет ждать специалистов-взрывников. Потому что у него есть ответственность перед детьми и их родителями. А, вдруг, что случится. У ведущих же демократического митинга такой ответственности перед народом не наблюдалось ни сном ни духом. Хотя производная понятия «демократия», — это греческое слово demos — народ.
Продолжая «погодную» тему, надо отметить, что за пределами же республики определились основные международные циклоны, которые могут существенно повлиять на внешнюю политику нашего государства. Вот о них мы сейчас и поговорим…
Не секрет, что одним из достоинств казахстанской внешней политики власти в первые десять лет независимости республики считали ее многовекторность. То есть, дружили мы со всеми, и ни с кем почти не ссорились. Но сегодня милая улыбка, не сходившая с лица нашего МИДа, вероятно, стала уже не очень актуальной. И, потому что, вечно дружить со всеми невозможно; и, потому что, у каждой страны есть собственные национальные интересы, — а угождать всем, согласитесь, не самое благодарное занятие.
Изменение миропорядка, после событий 11 сентября в США, привело сегодня к тому, что Казахстан оказался почти в эпицентре международной войны с терроризмом. Нет, Слава Богу, на территории нашей страны не стреляют. Но и антитеррористическая операция, на самом деле, это, отнюдь, не только военные гонки за террористами №1, №2, №3 и т.д. Ведь нынешние коллизии вокруг Афганистана, по сути, есть попытка /и достаточно удачная, надо сказать, попытка/ переустройства политической карты мира. А раз дело коснулось политкарты, то тут надо «держать ухо востро». Что и пытаются сделать в последнее время казахстанские власти. Благо, что принцип многовекторности в международной политике, по-видимому, надоел уже и самим его авторам…
Лучше поздно, чем никому
В последние дни снежным комом покатила информация о том, что: Казахстан уже присоединился к Лондонскому соглашению стран-участниц антитеррористической коалиции о создании миротворческих сил; Казахстан готов послать 600 своих миротворцев — охранять местные дороги от недобитых талибов; Казахстан готов открыть свое дипломатическое представительство в Кабуле уже весной; Казахстан всячески поможет воевать США с мировым терроризмом; США готовят щедро заплатить нам за это (речь идет о более $50 миллионах «единовременной помощи» и последующих «траншах солидарности»), и т.д. разобраться в этом потоке и трудно и не сложно. Хотя, конечно. Отдельной строкой здесь стоит успешный визит вице-министра МИДа РК Кайрата Абусеитова в Афганистан. Безусловно, что это — прорыв в казахстанской внешней политике. Попасть в Кабул между визитами английского премьера Тони Блэйра и руководителем Госдепартамента США Коллина Пауэлла, и при этом провести деловые и. Главное, эффективные переговоры с нынешним президентом Афганистана Хамидом Карзаем и еще с десятком его приближенных! Это дорогого стоит! Недаром, и в Токио на саммит стран-доноров возрождения Афганистана поехал г-н Абусеитов. Видимо. Не долго ему осталось холить в заместителях товарища Идрисова…
Сложность же и запутанность афганской проблемы, с одной стороны, и национальные интересы республики — с другой, вынуждают руководство страны идти на не популярные среди некоторых наших стратегических партнеров меры. Другое дело, «вынуждают» ли? Судя по количеству визитов в Астану американских дипломатов, а также по активности казахстанских властей в деле укрепления взаимоотношений с Западом, речь здесь идет не о вынужденных шагах; а о согласованной политике.
Конечно, ни России, ни Китаю совсем не нравится, что американцы и их западные союзники под флагом борьбы с международным терроризмом все больше и больше проникают в Центральную Азию. И не только проникают, но и стараются закрепиться здесь. Но, если в случае с Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном речь идет только о военном сотрудничестве, то по отношению к Казахстану у Запада явно прослеживается так называемая «любовь с интересом». То есть, наша республика интересует западные страны, как центр политического и экономического влияния в Центрально-Азиатском регионе.
Вы спросите: с каких пор Казахстан стал этим центром? Да с тех самых, когда в стране стали проводиться, столь нелюбимые сегодня некоторыми местными политиками реформы. Эти реформы коснулись и международного аспекта деятельности государства. И развитие казахстанским руководством идей евразийства сыграли здесь не последнюю роль. А это, в конечном итоге, и привело к тому, что Казахстан, с его экономическим и (не удивляйтесь!) демократическим потенциалом стал завидным политическим «женихом» при всех раскладах глобального миропорядка.
Отчего сегодня так нервничают наши крупные соседи? Почему МИД России и председатель Государственной Думы г-н Селезнев высказали в последнее время свое «Фэ!» потеплению отношений между двумя бывшими врагами? Да, оттого, что в отличие от других среднеазиатских стран, Запад не собирается использовать Казахстан, как взлетно-посадочную полосу для своих военных бомбардировщиков. Государственное устройство нашей республики, ее территория, ее сырьевые запасы и промышленный потенциал не вызывают сегодня у западных /и особенно американских/ стратегов особо каверзных или возмущенных вопросов. Они есть только у тех псевдобизнесменов, кто пытался обманным путем обворовать нашу страну. А, когда им дали по рукам, они обиделись. Государственные же деятели Запада прекрасно видят, что Казахстан в нынешней ситуации и при нынешнем раскладе сил — явный лидер в деле долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.
Как учил английский дедушка
Ну, а, что же в этой ситуации делать Казахстану? Какой вектор выбрать? Ведь «любовь с интересом» всегда предполагает и многочисленные интересные обязательства сторон…
С одной стороны, совсем «бросать» Россию или Китай — полная глупость. С другой, — не бывает постоянных союзников и врагов, бывают только постоянные национальные интересы. Об этом еще дедушка Черчилль учил. Поэтому, бояться сближаться сейчас с Вашингтоном, только из-за того, что в Москве или Пекине может быть «надуют губки», — дело еще более глупое.
Американцы, конечно, как всегда хотят «большой, но светлой любви». От нас. Сами они, кроме себя никого и никогда не любили. Учитывая этот факт, а также размер их экономических «закромов», надо постараться получить от них сегодня и завтра по максимуму. На совершенствование вооруженных сил; на реструктуризацию промышленной инфраструктуры; на преобразования демократических институтов, наконец. Да, мало ли на что? Но только с умом. Просто воровать чужие деньга во втором десятилетии независимости страны — пошло. Пусть у США к Казахстану «любовь с интересом», а мы тогда к этой стране будем относиться, как «лежбищу». Глядишь, Китай с Россией подтянуться и тоже взаимовыгодно сотрудничать будут.
Но…, но руководству страны срочно требуется уточнение системы национальных интересов. Не коррекция, а уточнение. Потому что вы помните: национальные интересы, если у руля государства не стоят дураки, должны оставаться постоянными. У нас у руля — не дураки…
Поэтому, несмотря на многочисленные признания в политической любви и стратегической дружбе, сыпящиеся со всех сторон на нашу республику, главной международной проблемой для Казахстана на сегодня является уточнение системы собственных национальных интересов. И только после этого уточнения можно будет решать: стоит ли посылать казахстанский батальон в Афганистан; нужно ли захлопывать дверь перед россиянами в переговорах по военному сотрудничеству; целесообразно ли отказываться от более тесного сотрудничества с Китаем, и так далее и тому расподобное.
Уточнение же современных национальных интересов республики должно быть произведено в самое ближайшее время. Потому что из истории известно: «скромность — это ближайший путь к неизвестности». А нынешний шанс вступить в стратегическое сотрудничество с высшими эшелонами мирового сообщества повториться для Казахстана может, отнюдь, не скоро.
А доллар уходит вперед…
Не скоро и тенге станет международной валютой. В только что появившихся экономических комментариях к итогам прошлого года, наряду с избытком восхищенных выражений, появилась и скромная такая таблица динамики биржевого обменного курса тенге к доллару за 2001 год. Картина там — не очень радостная. В декабре 2000 года доллар стоил 145,40 тенге. А в декабре 2001-го: 150,94 тенге. Если прибавить к этому, что сегодня в январе 20020-го, к примеру, доллар уже оценивается в 151,54 тенге, то нельзя не признать, что обменная динамика последнего года — не шибко радостная. А впереди еще дальнейшая экономическая рецессия на Западе, падение цен на нефть, взрывы деструктивной активности у младодемократов и т.д. и т.п.
Можно, конечно, раз в месяц слушать выступления председателя Национального банка РК Григория Марченко, и умиленно утирать слезу: мол, какие же умные люди в стране есть! Но лучше, безусловно, не очень верить в его постоянные сказки про «белого бычка и суперразвитую банковскую систему», а пойти и перевести все пока не нужные наличные в доллары или в евро. Кстати, евро — очень устойчивая валюта. Европейцы над своей валютой сейчас трясутся, как над грудным ребенком (что совпадает с действительностью).
Проект недели
Несмотря на количество денег у членов ДВК, теоретически их, конечно же, обошли активисты ОДП. В их проекте Политической программы, опубликованной на днях, есть столько изумительно-несуразных перлов, что я, честно говоря, сразу по ее прочтению, абсолютно успокоился за судьбу казахстанской демократии. Потому что, авторы данного проекта не смогут нанести ей никакого ущерба. Ни сегодня, ни завтра. Безусловных хитом среди предложений членов Объединенной демократической партии среди моих коллег и друзей признано следующее: «Кооперативы собственников квартир (домов) станут опорной базой местного самоуправления». Воистину, демократия начинается совсем с маленького…
Жаль только, что руководители ОДП забыли еще про одну чудную цитату о том, что «Семья — это ячейка общества».