По данным за 11 месяцев 2012 года, в Казахстане было продано 88 тысяч новых автомобилей. Из них четверть – это автомобили, произведенные в Казахстане, половина – собранные в России, и оставшаяся четверть – импортная техника.
В 2013 году ожидается, что продажи увеличатся до 125–130 тысяч автомобилей. При этом треть из этих автомобилей – более 40 тысяч – будет собрана в Казахстане. Два отечественных наших автозавода – “Агромашхолдинг” и “Азия-Авто” – запускают у себя проекты по запуску новых брендов и созданию новых технологических линий.
После увеличения мощностей казахстанские автопроизводители намерены выйти на рынок России. Их общий солидарный объем продаж на Российскую Федерацию после 2014 года может составить до 300 тысяч автомобилей. Это примерно 8–10 процентов от всего российского рынка.
Доверяйте без заверения
Осенью прошлого года после бурных споров с автолюбителями, юристами и инспекторами Комитет дорожной полиции признал, что доверенности на управление автомобилем можно не заверять у нотариуса.
“В соответствии с нормами гражданского законодательства доверенности на право управления по волеизъявлению сторон могут быть в письменной (без нотариального удостоверения) либо в нотариальной форме. Доверенности подлежат учету и регистрации в подразделениях дорожной полиции (процедура на бесплатной основе). Эта функция напрямую связана с непосредственным осуществлением борьбы с преступностью, розыском похищенного автотранспорта и преступников”, – говорится в сообщении пресс-службы Комитета дорожной полиции МВД РК, полученном “Караваном”.
В настоящее время для регистрации собственнику автомобиля необходимо обратиться в дорожную полицию лично, предоставив документ, удостоверяющий личность, свидетельство о регистрации транспортного средства и доверенность. Сроки оказания указанной услуги с момента сдачи потребителем необходимых документов – не более 1 часа.
Вскоре зарегистрировать доверенность на управление автотранспортом можно будет через Интернет.
Правила станут строже
МВД подготовлены изменения по усилению ответственности за нарушения Правил дорожного движения.
Так, по всем составам правонарушений, по которым предусмотрен штраф, законопроектом будет введена санкция в виде лишения права управления транспортным средством на срок 6 месяцев за совершение третьего нарушения, совершенного в течение года после наложения административного взыскания. Например, за пользование телефоном во время вождения, нарушение правил проезда перекрестков, скоростного режима, маневрирование и т. д.
Впервые установлена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки автомашины в местах, отведенных для инвалидов.
ЦОНы для автолюбителей
В Караганде на базе городского ЦОНа № 1 открылся первый специализированный ЦОН по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений.
Во время его подготовки был создан “Сервисный центр Комитета дорожной полиции”. Через него были интегрированы информационная система МВД с порталом “электронного правительства” и информационная система “ЦОН”. Утвержден порядок организации деятельности специализированного ЦОНа, определены функции работников ЦОНа и сотрудников дорожной полиции.
По программе пилотного проекта такие же ЦОНы будут созданы еще и в Астане, Алматы и Актау.
Появится платная дорога
До весны 2013 года в Казахстане появится первая платная автодорога. Такой магистралью станет трасса Астана – Щучинск.
Запустить систему в эксплуатацию планируется в первом квартале 2013 года. До этого момента проезд по автомагистрали будет бесплатным. В ближайшее время в тестовом режиме проведут мониторинг движения транспортных средств и наладку процесса расчета стоимости проезда.
Собранные деньги обещают пустить на ремонт и строительство дорог в других регионах, а также на содержание самой трассы Астана – Щучинск (на что, по данным Минтранскома, в 2013 году потребуется 1,3 миллиарда тенге).
Цена проезда 1 километра по дороге составит для легковых автомобилей 1 тенге, для автобусов 5–10 тенге, для грузового транспорта 5–20 тенге.
Автодорога Астана – Щучинск протяженностью 224 км была реконструирована в 2009 году под I техническую категорию с 6-полосным движением.
Мораторий на техосмотр закончился
В новом, 2013 году все автомобили должны будут пройти технический осмотр на независимых станциях техосмотра.
В апреле прошедшего года вышло постановление правительства РК о продлении сроков прохождения техосмотра для владельцев легковых автомобилей на 6 месяцев.
Под действие этого документа подпадают только те автомобили, которые должны были пройти техосмотр в период с мая по сентябрь 2012 года. Не подпадают автомобили, владельцы которых должны были пройти техосмотр до 1 мая и после сентября.
Таким образом, автомобили, которые должны пройти техосмотр в мае 2012 года, должны были пройти его в ноябре, “июньские” авто – в декабре, “июльские” – в январе 2013 года, “августовские” – в феврале, “сентябрьские” – в марте 2013 года. По мнению руководства Министерства транспорта и коммуникаций, это позволит избежать очередей на станциях технического осмотра.
Семилетний возраст автомобилей выбран в силу того, что 85 процентов эксплуатирующихся в Казахстане машин старше этого возраста. Из них 1,3 миллиона должны были пройти техосмотр с мая по сентябрь.
Автомобилям дадут новые номера
В конце прошлого года дорожная полиция начала выдавать государственные регистрационные номерные знаки нового образца.
Как сообщила пресс-службы КДП МВД РК, ранее присвоенные номерные знаки старого образца будут действительны до их полного износа. Размер государственной пошлины за выдачу номерных знаков, установленный Налоговым кодексом, с введением новых их образцов не изменится.
Порядок выдачи такой: восстановление номеров старого образца при утере либо износе производиться не будет, а будут выдаваться новые номера с перерегистрацией транспортного средства.
В основе дизайна новых государственных номерных знаков лежат требования Конвенции ООН о дорожном движении, в соответствии с которыми на номерных знаках изображены флаг и отличительный знак государства.
Еще одно нововведение: на новых номерах нет отверстий для болтов, они должны крепиться только с помощью рамок.
Утилизационного сбора не будет
– До вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) таможенные пошлины на импорт автомобилей менять не будут. Скорее всего, Казахстан в новом году в ВТО не вступит. Это означает, что в 2013 году никакие платежи также не изменятся, – рассказал “Каравану” президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ. – Иначе во Всемирную торговую организацию нас не примут.
Дело в том, что, по мнению стран – участниц ВТО, утилизационный сбор – это скрытая защита внутренних автопроизводителей под видом защиты экологии. В связи с этим правительство Казахстана приняло жесткое решение: никакого подписания совместно с Россией по утилизационному сбору не будет.
– Я думаю, у нас будет 2–3 года до вступления в ВТО и общего снижения пошлин. В том числе и на подержанные автомобили, – заметил А. Лаврентьев. – До этого времени нам надо “нарастить мускулы” и развить технологическую базу.