Проекты, которые улучшают образование в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
 Проекты, которые улучшают образование в Казахстане

Проекты, которые улучшают образование в Казахстане

Образование всегда является наиболее обсуждаемым вопросом в обществе не только в Казахстане, но и в других странах. Качественное образование, уменьшение разрывов между разными школами, а также поддержка и развитие способностей детей и молодых талантов - один из главных приоритетов государства. Корпоративный фонд «Академия Елбасы» - это крупный некоммерческий фонд, который осуществляет образовательные проекты в национальном масштабе. Миссия организации заключается в том, чтобы дать каждому ребенку возможность получить лучшее образование.

  • 26 Декабря 2022
  • 7014
Фото - Caravan.kz

В целом, Академия сегодня объединяет и курирует такие крупные образовательные инициативы, как Qabilet, Олимпиада «Мың бала», «Медаль Елбасы», Smart Ustaz, Birge Oqý, Олимпиада «Эра Независимости», Kodu Game Cup, Аналитический центр по вопросам образования. Каждый из этих проектов охватывает определённое направление работы с детьми и молодёжью, передает Caravan.kz.

Проект Qabilet — это методика диагностики способностей детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. С её помощью учащиеся получили возможность оценивать уровень собственных способностей. Тестирование проводится по четырём направлениям: креативность, критическое мышление, коллаборация (то есть сотрудничество и умение работать в команде), коммуникативность. После анализа полученных данных родителям, опекунам выдается индивидуальная карта развития ребёнка.

Отзывы о тестировании прошедших его юных казахстанцев однозначно свидетельствуют о том, что Qabilet – перспективное, а главное очень полезное начинание.

«Я прошёл тестирование. Мне очень сильно понравился пункт, где надо было дорисовывать рисунки. Я дорисовал дом. Я его нарисовал потому, что в будущем хочу стать великим архитектором. С самого детства у меня уже было впечатление об этой профессии: каждый раз, когда мой брат приходил с учёбы, у него были чертежи. Я был впечатлён тем, как они это делают. И сам в раннем детстве брал линейку, когда мне было всего 6-7 лет, и сам их перечерчивал. Мне это казалось интересным. И сейчас в школе мы уже начали изучать чертежи, углы, из-за этого математика легко мне даётся, это мой самый любимый предмет», рассказал о себе участник проекта Султанбек Жандос.

Большой популярностью среди юных казахстанцев пользуется олимпиада «Мың бала». Цель этого проекта – ежегодно выявлять тысячу наиболее способных учащихся 5 – 6 классов из глубинки и предоставить им возможность обучения в ведущих школах страны. За три года работы проекта в нём приняли участие около 600 000 ребят, из них 3000 стали победителями, около тысячи смогли поступить в специализированные школы для одарённых детей. Все участники проекта отмечают, что достижение успеха невозможно без кропотливого труда, то есть олимпиада мотивирует всех участников целенаправленно заниматься и упорно трудиться.

«Я готовилась тщательно, было два этапа. Было сложно, ну а как без сложностей? Если будет легко, то это будет доступно всем. Нужно готовиться», – сказала Дильнара Кожахмет, одна из победительниц олимпиады.

Успешно работает и онлайн-школа «Birge Oqý», обеспечивающая сельских детей качественным, основанных на передовых технологиях цифровым образованием. Проект, как и Олимпиада «Мың бала», нацелен на сокращение образовательно-информационного неравенства между сельскими и городскими школьниками. Участники проекта Birge oqý получили бесплатный доступ к качественным образовательным ресурсам и возможность обучаться у ведущих педагогов страны. Занятия онлайн-школы проходят по нескольким направлениям: IT-сфера (язык GO, 3D-моделирование в TinkerCad, программирование в Kodu Game Lab), дизайн, мобилография, social media. По признанию участников программы, «Birge Oqý» хорошо развивает творческое мышление, способствует личностному росту, а также помогает детям готовиться к профильным олимпиадам. За три года в обучение по платформе «Birge Oqý» были вовлечены более 10 000 учащихся сельских школ из всех регионов страны.

На данный момент Проект проходит трансформацию в асинхронный онлайн формат (т.е. без непосредственного участия учителя) для расширения охвата заинтересованных учащихся. При этом возрастная категория будет расширена, а предоставленные курсы охватят сферу дополнительного образования. 

Особого внимания заслуживает инициатива Академии под названием «Медаль Елбасы». Сегодня это единственная программа общенационального уровня, направленная на комплексное развитие и поддержку активной, креативной и талантливой молодёжи от 14 до 29 лет. Проект стал весьма популярным – количество участвующих в нём постоянно растет. Участники развивают свои навыки по семи направлениям:

– Спорт и здоровый образ жизни;

– Таланты и навыки;

– Чтение книг;

– Национальное наследие;

– Волонтёрство;

– Трудовая практика;

– Туристические походы.

В программе «Медаль Елбасы» три уровня отбора: бронзовый, серебряный и золотой. Первый длится полгода, второй – 12, третий – 18 месяцев. На сегодняшний день обладателями «Медали Елбасы» стали уже более 7 000 человек.

«Мы первые три месяца занимались чтением книг, спортом, а позднее участвовали в таких направлениях как «Национальное наследие», «Волонтёрство», «Таланты и навыки». В каждом направлении мы выбираем то, чего прежде не делали. К примеру, выбирали книги, которые мы ранее не читали. Кто-то из участников научился играть на домбре, кто-то готовить», – говорит участница проекта, обладательница бронзовой медали Динара Оралбекова.

Чтобы дети достигали совершенства в знаниях, нужны высокопрофессиональные учителя. Чтобы их в стране было больше, запустили проект Smart Ustaz. Он нацелен на формирование и развитие профессиональных и смежных компетенций у учителей. Проект помогает им развивать свой личностный ресурс, идти вперёд и добиваться больше за счёт инновационных знаний, развития ключевых компетенций и навыков педагога XXI века. Для педагогов разработаны две образовательные программы: «Навыки эффективного мышления и когнитивная гибкость» и «Развитие социально-эмоциональных компетенций и навыков для эффективного взаимодействия с учениками и родителями». Специальный алгоритм онлайн-обучения позволяет участникам проекта получать знания в индивидуальном порядке и отслеживать свой прогресс.

«Казалось бы, что мы, учителя, после всевозможных курсов по повышению квалификации, знаем всё о методах и приёмах развития критического мышления, о профессиональном развитии, личностном росте. Оказывается, знаем не всё! Благодаря тренингам я смогла взглянуть на эти вопросы с другой стороны. Надо не просто применять инновационные методы на уроках, а нужно самому обладать этим критическим мышлением, что полезно не только в работе, но и в личной жизни, в отношениях с людьми, с родными и близкими. Приобретённые знания помогают взвешенно и точно оценивать любые сложные ситуации и находить из них правильный выход. И, конечно, обладая этим багажом, я смогу помочь своим ученикам сформировать необходимые уровни критического мышления. Очень понравилась мысль, что надо не критиковать, а анализировать» , – отметила Мейрамгуль Жанаспаева, преподаватель СОШК №3 города Семей.

Впрочем, перечисленные начинания – это ещё далеко не всё. В 2022 году Академия запустила целый ряд новых уникальных проектов. Среди них – Национальная Олимпиада по новейшей истории Казахстана «Эра Независимости» среди учащихся старших классов и студентов колледжей, в которой уже приняли участие 1428 молодых людей. «В сфере образования сейчас новый тренд – внедрять в процесс игровые элементы, то есть геймификация», – рассказывает руководитель Академии Асланбек Амрин.

– У нас это имеет не только настольную версию, но и онлайн-формат. Участник в процессе игры не только изучает историю нашей страны, но и развивает стратегическое мышление, логику, пополняет багаж знаний. Сам по себе игровой процесс очень увлекательный. Нам приятно, что школьники при огромном наличии игр выбирают именно нашу – значит мы смогли создать качественный и конкурентоспособный продукт».

Здесь можно также упомянуть игру «Kodu Game Cup», с помощью которой дети могут самостоятельно создавать целые виртуальные миры, осваивать навыки программирования, которые им пригодятся в дальнейшем. Также в этом году при Академии создана Школа социологов и экспертов, в которой обучаются более 50 человек.

Недавно проекты корпоративного фонда были представлены на международном саммите «EdTech Asia Summit» в Сингапуре. Это современная дискуссионная площадка, посвященная новейшим трендам в сфере обучения и развития, инновациям и технологиям. Саммит собрал на одной площадке инвесторов, предпринимателей, руководителей корпораций, академических специалистов и учёных, консультантов и лидеров мнений – всех, кто причастен к развитию сферы образования. Специалисты Академии представили там свои наработки и изучили лучшие мировые технологии, необходимые для эффективного образовательного процесса.

А в начале декабря в Астане состоялся I Республиканский психологический форум-семинар «Диагностика и развитие способностей и одарённости школьников», главным событием которого стало вручение официального документа, подтверждающего вступление Корпоративного Фонда «Академия Елбасы» в Европейский совет поддержки талантов. Сертификат вручила секретарь Европейского совета поддержки талантов Чилла Фусжек.

Анализируя в целом проекты и начинания Академии, можно сделать вывод, что создана многоуровневая система выявления и поддержки способностей детей и молодых талантов на самых разных этапах – начиная со школьного возраста и заканчивая зрелым возрастом молодого человека, когда он уже учится в вузе или работает. И на каждом из этих этапов участники всех проектов получают все необходимые условия для многостороннего развития своих талантов.

«Выявление талантов детей, составление паспорта талантов все это будет играть в будущем большую роль при формировании политики в сфере образования. Уверен, что Казахстан будет двигаться в сторону персонализированного образования, а для этого необходимо иметь очень много данных. Мы первые шаги по этому направлению делаем, и работаем совместно с госорганами, которые понимают важность таких проектов, за что мы им благодарны. Любой наш проект работает на то, чтобы сокращать разрывы в образовании между сельскими и городскими школами», — сказал директор Асланбек Амрин.

Построение в Казахстане современного демократического общества с социально ориентированной экономикой невозможно без культурных, высокообразованных, духовно и профессионально развитых молодых людей. Причём, важно понимать, что как раз этим бесценным человеческим капиталом мы обладаем. Оценки и социологические замеры показывают, что в стране очень много талантливой молодёжи. Но ей необходима поддержка для реализации своего потенциала. Неслучайно всесторонняя поддержка талантливой молодёжи – это сейчас один из ключевых приоритетов государства.

Безусловно, результаты работы станут видны спустя десятилетия, когда современное поколение юных казахстанцев будет управлять страной. Основу для их успеха, методологию, инструменты развития нужно создавать сейчас. И в этом плане проекты Академии Елбасы можно назвать важным и структурным элементом развития страны.