Как сообщил председатель комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию Казахстана Асет Асавбаев, к настоящему времени казахстанская и азербайджанская стороны уже завершили все внутригосударственные согласования по проекту. Дело – за Турцией. «После этого планируется подписать итоговый документ», — сказал он.
Кстати, именно турецкая сторона уже более года оттягивает проведение внутрегосударственных процедур. Скорее всего, дело тут в различных подходах к маршрутам SilkWind.
Однако в последнее время появились предположения, что Казахстан, который и выступает инициатором указанного проекта, может отказаться от своего детища. Некоторые СМИ, в первую очередь, азербайджанские, писали, что Казахстан потерял интерес к SilkWind.
Не стоит забывать и еще об одном проекте, который реализует Казахстан, — Rail-Аir. Это первый пилотный проект мультимодальной перевозки из Китая железнодорожным транспортом в аэропорт Алматы и далее со стыковкой авиатранспортом в Европу.
Раньше для таких схем использовались авиация и автотранспорт. Существует также практика Ocean-Air, когда, к примеру, грузы по морю отправляются в Дубай, оттуда грузовыми самолетами во Франкфурт. При Rail-Аir задействована железнодорожная составляющая в составе регулярного контейнерного маршрута Чунцин – Дуйсбург. Пилотный проект осуществлялся в едином таможенно-транзитном режиме по схеме, которая была утверждена аэропортом, таможенным комитетом и казахстанской KTZ Express («дочка» национальной железнодорожной компании КТЖ).
Кроме того, летом прошлого года был подписан меморандум между АО «KTZ Express» и международной логистической компанией Wuhan Han Ou о сотрудничестве по маршрутному контейнерному поезду HanXinOu Ухань (провинция Хубей, КНР) — Казахстан – Европа.Данным документом делегируются полномочия по пропуску поезда Ухань — Казахстан — Европа логистическому оператору KTZ Express, закрепляется обслуживание данного маршрута по принципу «одного окна» с заметным сокращением времени прохождения состава по территории Казахстана.
Были также мнения, что Китай, обратив свой взор на альтернативный путь через Россию, практически убил европейский транспортный коридор TRACECA и планируемый блок-поезд Silk Wind.
Как бы то ни было, Асет Асавбаев заверяет, что Казахстан не откажется от SilkWind. «Мы от этого проекта не отказываемся. SilkWind рассматривается как одно из важных направлений», — заявил он.
Проект Silk Wind подразумевает запуск контейнерного поезда по маршруту «Китай-Казахстан-Каспий-Кавказ-Турция-Европа», после того как будет запущена в эксплуатацию железная дорога Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Карс (Турция). Проект Silk Wind предполагает, что грузовые контейнеры из Китая по железной дороге будут доставляться в казахстанский порт Актау расположенный на Каспийском море. Затем их перегрузят на грузовые морские паромы и отправят в азербайджанский порт – до Баку, а далее вновь по железной дороге – в порты Грузии, откуда также контейнеровозами груз будет доставлен в порты Турции.
Общая протяжённость маршрута составляет 4192 километров. Этот путь железнодорожные составы должны преодолеть за 12-14 дней.