Проект ПРООН создаст условия для развития «зеленого» сельского хозяйства - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проект ПРООН создаст условия для развития «зеленого» сельского хозяйства

Проект ПРООН создаст условия для развития «зеленого» сельского хозяйства

В Казахстане стартует новый проект ПРООН/ГЭФ и Правительства РК, направленный на изменение практики землепользования в степной и полузасушливой зонах через территориальное планирование и агроэкологическое стимулирование. Инновационность проекта в том, что впервые в Казахстане и на постсоветском пространстве будут проведены работы по определению и пересмотру политики, касающейся планирования в области землепользования и определения системы агроэкологических стимулов, как нового механизма для продвижения инвестиций в практику устойчивого управления земельными ресурсами.
В Казахстане реализуется ряд программ, предусматривающих меры, направленные на продвижение устойчивого управления земельными ресурсами. В рамках Государственной программы Агробизнес 2020 в отношении рационального использования водных ресурсов  предусматривается 30%  компенсация стоимости приобретения оборудования для капельного и дождевального орошения. Помимо этого, в рамках Программы определены следующие меры как выделение субсидий, грантов и обеспечение иных форм государственной поддержки  с учетом сельхозкультур и пород скота, оптимальных для данной территории и улучшение системы налогообложения. В Государственной программе по управлению водными ресурсами определен принцип предоставления субсидий на применение наилучших технологий.
К сожалению, эти программы недостаточны для внедрения плат агроэкологического стимулирования. Такие законы как Земельный, Водный и Экологический кодексы содержат положения об экономических стимулах, но, по сути, они не являются агроэкологическими стимулами. Нужно учесть и то, что в сельскохозяйственном секторе продолжают оставаться традиционные подходы и в управлении и в применении технологий.
Например, в северных территориях страны  (в Костанайской и Акмолинской областях) фермеры работают в условиях неполивного земледелия и стремятся получить стабильный урожай, часто не соблюдая принцип севооборота и не применяя необходимые технологии, в основном специализируясь на производстве пшеницы (монокультуры), что является выгодным при продаже их сельскохозяйственной продукции. Однако система разумной диверсификации культур позволяет сократить нагрузку на почву и увеличить урожайность. В Алматинской и Кызылординской областях ситуация совсем другая, здесь многие культуры выращиваются на поливных площадях. Низкая плата за оросительную воду и стабильный рынок стали причиной того, что севооборот не соблюдается и приводит к негативным ввоздействиям. К примеру, в результате производства риса происходит сильное засоление рисовых полей,  а переход к выращиванию низкодоходных кормовых культур невыгоден фермерам.
К тому же, согласно данным Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства национальной экономики, управление 15 % сельскохозяйственных земель является неустойчивым. Часть арендуемых сельскохозяйственных земель используется не по назначению или вовсе не используется. У землепользователей отсутствует и экономическая и законодательная мотивация по сохранению почв и предотвращению эрозии. Наоборот, фермеры обычно прибегают к как можно большему извлечению выгод из землепользования, которые являясь краткосрочными, приводят к деградации земель. Также одной из причин низкой плодородности пахотных земель является отсутствии восполнения питательных веществ через применение удобрений. Несмотря на то, что использование удобрений субсидируется государством на 50 % от их стоимости, согласно статистике, уровень их применения сократился. Нужно учесть и тот факт, что на сокращение урожая влияют и сорные растения. Министерство сельского хозяйства признает, что низкий профессионализм фермером, несоблюдение надлежащей практики выращивания культур и плохое качество семян значительно способствует высокому содержанию сорняков на посевных площадях.
Учитывая все эти вопросы, проект будет работать в тесном сотрудничестве с государством и содействовать в решении проблем данного характера посредством апробации на пилотных участках. Будут проведены работы по определению и пересмотру политики, касающейся планирования в области землепользования и определения системы экономических стимулов для продвижения практики устойчивого управления земельными ресурсами.
Проектом будет проведен анализ используемых технологий, экономических параметров и эффективности практик землепользования  до начала демонстрационных проектов для сравнения экономических и экологических результатов. Планируется разработать схемы субсидирования и определить ряд политических вариантов для властей на районном и областном уровне. Подготовленные предложения по агроэкологическим субсидиям будут представлены в Министерство сельского хозяйства.
Помимо апробирования эффективности агроэкологических мер, проектом будет проведен анализ в отношении существующих сельскохозяйственных субсидий в области управления земельными и водными ресурсами. Окончательный документ с рекомендациями об интеграции зеленых субсидий в существующую систему сельскохозяйственного субсидирования будет предоставлен в Министерство сельского хозяйства на рассмотрение и утверждение.
Финансирование в рамках проекта на пилотных участках планируется направить на внедрение систем севооборота, использование оросительной воды при производстве риса, восстановление бросовых пахотных земель, расширение кормовых площадей, улучшение возделываемых пастбищ, увеличение мобильности скота. Это приведет к прямым экономическим выгодам в виде увеличения урожайности, что несомненно заинтересует и других местных фермеров и у них появится стимул для обмена опытом и разделения выгод. То есть, будут созданы условия для привлечения дополнительных инвестиций.
Проектом будут продемонстрированы методы восстановления и устойчивого использования земельных ресурсов, для чего будут отобраны 9 демонстрационных участков в шести целевых областях на площади 145 503 га. 

  • 2 Июня 2015
  • 3353
Фото - Caravan.kz

В Казахстане стартует новый проект ПРООН/ГЭФ и Правительства РК, направленный на изменение практики землепользования в степной и полузасушливой зонах через территориальное планирование и агроэкологическое стимулирование. Инновационность проекта в том, что впервые в Казахстане и на постсоветском пространстве будут проведены работы по определению и пересмотру политики, касающейся планирования в области землепользования и определения системы агроэкологических стимулов, как нового механизма для продвижения инвестиций в практику устойчивого управления земельными ресурсами.

В Казахстане реализуется ряд программ, предусматривающих меры, направленные на продвижение устойчивого управления земельными ресурсами. В рамках Государственной программы Агробизнес 2020 в отношении рационального использования водных ресурсов  предусматривается 30%  компенсация стоимости приобретения оборудования для капельного и дождевального орошения. Помимо этого, в рамках Программы определены следующие меры как выделение субсидий, грантов и обеспечение иных форм государственной поддержки  с учетом сельхозкультур и пород скота, оптимальных для данной территории и улучшение системы налогообложения. В Государственной программе по управлению водными ресурсами определен принцип предоставления субсидий на применение наилучших технологий.
К сожалению, эти программы недостаточны для внедрения плат агроэкологического стимулирования. Такие законы как Земельный, Водный и Экологический кодексы содержат положения об экономических стимулах, но, по сути, они не являются агроэкологическими стимулами. Нужно учесть и то, что в сельскохозяйственном секторе продолжают оставаться традиционные подходы и в управлении и в применении технологий.
Например, в северных территориях страны  (в Костанайской и Акмолинской областях) фермеры работают в условиях неполивного земледелия и стремятся получить стабильный урожай, часто не соблюдая принцип севооборота и не применяя необходимые технологии, в основном специализируясь на производстве пшеницы (монокультуры), что является выгодным при продаже их сельскохозяйственной продукции. Однако система разумной диверсификации культур позволяет сократить нагрузку на почву и увеличить урожайность. В Алматинской и Кызылординской областях ситуация совсем другая, здесь многие культуры выращиваются на поливных площадях. Низкая плата за оросительную воду и стабильный рынок стали причиной того, что севооборот не соблюдается и приводит к негативным ввоздействиям. К примеру, в результате производства риса происходит сильное засоление рисовых полей,  а переход к выращиванию низкодоходных кормовых культур невыгоден фермерам.
К тому же, согласно данным Комитета по управлению земельными ресурсами Министерства национальной экономики, управление 15 % сельскохозяйственных земель является неустойчивым. Часть арендуемых сельскохозяйственных земель используется не по назначению или вовсе не используется. У землепользователей отсутствует и экономическая и законодательная мотивация по сохранению почв и предотвращению эрозии. Наоборот, фермеры обычно прибегают к как можно большему извлечению выгод из землепользования, которые являясь краткосрочными, приводят к деградации земель. Также одной из причин низкой плодородности пахотных земель является отсутствии восполнения питательных веществ через применение удобрений. Несмотря на то, что использование удобрений субсидируется государством на 50 % от их стоимости, согласно статистике, уровень их применения сократился. Нужно учесть и тот факт, что на сокращение урожая влияют и сорные растения. Министерство сельского хозяйства признает, что низкий профессионализм фермером, несоблюдение надлежащей практики выращивания культур и плохое качество семян значительно способствует высокому содержанию сорняков на посевных площадях.
Учитывая все эти вопросы, проект будет работать в тесном сотрудничестве с государством и содействовать в решении проблем данного характера посредством апробации на пилотных участках. Будут проведены работы по определению и пересмотру политики, касающейся планирования в области землепользования и определения системы экономических стимулов для продвижения практики устойчивого управления земельными ресурсами.
Проектом будет проведен анализ используемых технологий, экономических параметров и эффективности практик землепользования  до начала демонстрационных проектов для сравнения экономических и экологических результатов. Планируется разработать схемы субсидирования и определить ряд политических вариантов для властей на районном и областном уровне. Подготовленные предложения по агроэкологическим субсидиям будут представлены в Министерство сельского хозяйства.
Помимо апробирования эффективности агроэкологических мер, проектом будет проведен анализ в отношении существующих сельскохозяйственных субсидий в области управления земельными и водными ресурсами. Окончательный документ с рекомендациями об интеграции зеленых субсидий в существующую систему сельскохозяйственного субсидирования будет предоставлен в Министерство сельского хозяйства на рассмотрение и утверждение.
Финансирование в рамках проекта на пилотных участках планируется направить на внедрение систем севооборота, использование оросительной воды при производстве риса, восстановление бросовых пахотных земель, расширение кормовых площадей, улучшение возделываемых пастбищ, увеличение мобильности скота. Это приведет к прямым экономическим выгодам в виде увеличения урожайности, что несомненно заинтересует и других местных фермеров и у них появится стимул для обмена опытом и разделения выгод. То есть, будут созданы условия для привлечения дополнительных инвестиций.
Проектом будут продемонстрированы методы восстановления и устойчивого использования земельных ресурсов, для чего будут отобраны 9 демонстрационных участков в шести целевых областях на площади 145 503 га.