Проект "Антивонь": чиновники скрывают истинные траты на очищение Талдыколя - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проект "Антивонь": чиновники скрывают истинные траты на очищение Талдыколя

Проект "Антивонь": чиновники скрывают истинные траты на очищение Талдыколя

Весь прошлый год столичные чиновники обещали, что накопитель сточных вод – озеро Талдыколь – будет очищено до конца 2017 года. Причем без выделения дополнительных бюджетных средств. А сколько денег уже вложено в проект под кодовым названием “Антивонь”?

  • 19 Апреля 2017
  • 5639
Фото - Caravan.kz

Как мы ни пытались добиться конкретных цифр у сотрудников акимата, все без толку. Поэтому попытались разобраться в бухгалтерии самостоятельно.

Накопитель талых и сточных вод – озеро Талдыколь, которое местные жители чаще называют Башаном, стало головной болью многих столичных градоначальников. О важности его ликвидации и устранения всех неприятных запахов глава государства говорил не единожды. Год назад он даже пообещал поставить юрту на берегу озера тогдашнему акиму Астаны Адильбеку Джаксыбекову и его замам, если к ЭКСПО-2017 над городом будет витать неприятное амбре. Чиновникам не оставалось ничего иного, как взять под козырек и пообещать решить все проблемные вопросы в срок. Кто в Астане игнорирует поручения Президента?

Как сообщили нам в столичном управлении коммунального хозяйства, работы ведутся даже с опережением графика.

– Выполнены работы по очистке озера от донных отложений, начаты работы по очерчиванию нового берега озера Талдыколь, – говорит руководитель управления коммунального хозяйства Астаны Тулеген ЗАКАРЬЯНОВ.

А полностью проект “Ликвидация накопителя сточных вод Талдыколь с рекультивацией” будет завершен к концу этого года.

Далее в официальном ответе на наш запрос чиновник подробно рассказал, что на месте нынешнего Башана будет озеро Талдыколь, которое уменьшится с 2 021 гектара до 414, и озеро Ульмес площадью 8,5 гектара.

Вопрос же финансирования в очередной раз сотрудники акимата оставили без внимания, ограничившись стандартной фразой о том, что “выделение дополнительных средств из бюджета не предусматривается”.

Ну нет так нет, решили мы и пошли рыться в архивах, дабы понять, в какую копеечку влетел городу и стране Башан.

Так дали или нет?

Первый тендер, на который мы наткнулись на портале госзакупок, датирован 2012 годом, на “Ликвидацию накопителя сточных вод Талдыколь с рекультивацией (1-я очередь)” управление энергетики и коммунального хозяйства Астаны готово было выделить 16 миллиардов 216 миллионов 975 тысяч 925 тенге из республиканского бюджета без учета НДС. Выиграло тот конкурс АО “Алсим Аларко Санайи Тесислери ве Тиджарет” – казахстанско-турецкая компания, которая, судя по налоговой отчетности, в Казахстане работает давно и успешно.

Тогда же были проведены тендер по техническому надзору за проектом “Ликвидация накопителя сточных вод Талдыколь с рекультивацией (1-я очередь)” и тендер на разработку рабочего проекта “Стабилизация уровня озера Малый Талдыколь” на 6 651 590 и 64 748 880 тенге соответственно.

Итого – в первые же годы на Башан было выделено более 16 миллиардов тенге. Хотя, судя по архивным высказываниям Нурсултана НАЗАРБАЕВА, не столько выделено, сколько обещано.

– Мы говорили о ликвидации к 2015 году накопителя Талдыколь, чтобы он не раздражал. Строительство уже наступает в это место, запахи не очень приятные там, вместе с тем проект уже два года недофинансируется. Это очень важный проект, он оказался в центре города, – говорил Президент в апреле 2013 года.

На том же совещании он поручил бывшему в то время премьер-министром Серику АХМЕТОВУ предусмотреть в 2014 году все недостающие финансы для переброса накопителя из Талдыколя, который оказался фактически в центре столицы, в озеро Карабидайик, которое удалено от Астаны на 30 километров. А чтобы запах оттуда ни в коем разе не долетал до города, вокруг Карабидайика была запланирована высадка быстрорастущих тополей.

Нового Башана не будет

Тем не менее от проекта переброса сточных вод из Талдыколя в другое озеро решено было отказаться. С тех пор как в 1969 году сюда стали сбрасывать сточные воды, Большой Талдыколь увеличился в 5 раз, на его дне скопилось более 4 миллионов кубометров иловых отложений, и, чтобы не допустить переполнения чаши озера, коммунальщикам приходилось с него ежегодно сбрасывать на рельеф 5 миллионов кубометров воды. Со временем точно такие же проблемы могли бы возникнуть на Карабидайике.

Поэтому решено было ставить на Башане дополнительные очистные сооружения, чистую воду сбрасывать прямиком в Есиль, а Карабидайик использовать как резервный накопитель.

В конце 2013 года ГУ “Управление энергетики и коммунального хозяйства” объявило конкурс “Ликвидация накопителя сточных вод Талдыколь с рекультивацией в г. Астане” (завершающий этап) (2-я очередь)”, в рамках которого требовались “работы строительные по устройству установок по переработке сточных вод”. На этот конкурс управление выделило 21 миллиард 967 миллионов 751 тысячу 750 тенге. Победителем снова стала казахстанско-турецкая фирма.

Ну и по традиции – технадзор и рабочий проект, на которые выделили 184 658 670 тенге и 60 898 260 тенге соответственно. В этот раз технадзор оценили дороже, но оно и неудивительно – работать он должен до конца проекта, а именно: до марта 2017 года. Операция “ликвидация”

Мутные воды талдыкольной бухгалтерии

Итого за 6 лет ликвидация Башана обошлась государственной и городской казне почти в 40 миллиардов тенге. Деньги, конечно, огромные. Но и цель не меньше.

Как говорил в конце прошлого года нашим коллегам заместитель руководителя управления коммунального хозяйства Астаны Тимур АБИЖАНОВ, “наш проект – единственный на территории СНГ по ликвидации накопителя”.

И вполне возможно, что в будущем все затраты отобьются. В первую очередь – за счет уменьшения количества клиентов поликлиник, ведь канализационные испарения могут стать причиной не только дискомфорта, но и серьезной болезни. А там, глядишь, наш опыт кого-нибудь заинтересует, и будем торговать знаниями…

Но тем не менее, когда речь идет о таких больших суммах, хочется большей прозрачности.

Ну вот, например. Мы нашли тендеры в архивах. Но на что конкретно был истрачен каждый если и не тенге, то хотя бы миллион? Или – что конкретно было обозначено в техзадании? На сайте госзакупок в свободном доступе есть только протокол итогов конкурса, а там только имена победителя, членов комиссии и итоговая сумма.

Зато на том же сайте госзакупок можно найти решение другой проблемы, на которую долгие годы обращает внимание коммунальщиков Астаны Президент РК: ливневки.

В конце 2016 года был проведен тендер на 1 миллиард 764 миллиона 70 тысяч 259 тенге – “Развитие системы ливневой канализации в Астане. Сооружения по регулированию озера Малый Талдыколь, участки 1, 2, 3”.

Насколько сей тендер относится к проблеме Башана, неизвестно, потому как в свободном доступе конкретного техзадания опять же нет. Но, скорее всего, это уже совсем другая история…

Впрочем, можно ли считать эпопею с Башаном завершенной? По планам акимата на месте накопителя будет парк. Высадка деревьев, строительство дорожек и установка скамеек уже “сидят” в разыгранных тендерах или же на них будут нужны новые финансы?

А с запахом-то что?

Кстати, об основной задаче, которую из года в год ставит перед коммунальными службами города глава государства, – ликвидации запаха. При южном и юго-западном ветре раньше элитные жилые комплексы Левобережья накрывал смрад Талдыколя. Теперь его очистили. Как сообщил нам представитель компании-подрядчика, они в этом году будут заняты исключительно дноуглублением озера, и запаха больше не будет.

А жители Левобережья до сих пор жалуются на неприятный запах. И тут же сами поясняют: фонит не Башан, а сама канализация.

– Запах, который мы ощущаем с редкой периодичностью, в большинстве случаев исходит от канализационно-насосных станций. С целью его исключения управлением совместно с ГКП “Астана Су Арнасы” проведено обследование насосных станций, по результатам которого проводится установка фильтров для очистки воздуха, – деликатно описал нам проблему Тулеген Закарьянов.

Но опять же без конкретики и точных цифр: сколько фильтров закуплено, по какой цене и где они в первую очередь будут установлены.

АСТАНА