По его итогам был принят ряд документов: Бишкекское коммюнике, отчет 13-го совещания СМИД ОЭС, доклад Генерального секретаря о деятельности Организации, программа работы Секретариата ОЭС на 2003 год, ежегодный план мероприятий на 2003-2004 годы, бюджет Секретариата на 2003 год и др.
Предыдущее заседание было проведено в октябре прошлого года в Турции, таким образом, нынешняя встреча стала первой после окончания войны в Ираке.
За минувшие месяцы деятельность организации не принесла каких-либо заметных результатов. Реализации ее основных целей, которые заключаются в создании «условий для непрерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик государств региона в мировую систему хозяйственных связей, налаживания активного регионального сотрудничества и взаимопомощи в культурной, технической и научной сферах» и т.п., видимо, продолжает мешать широкий спектр «объективных и субъективных причин».
Практически по всем основным вопросам, обсуждавшимся еще в Стамбуле, на нынешней встрече в Бишкеке отмечали достижение «некоторого общего прогресса», хотя в отношении главных пунктов повестки ничего конкретно-позитивного сказано так и не было. В основном речь шла лишь об «активизации процесса реализации различных программ и проектов». В этой связи, подчеркивалась «необходимость усиления работы» в области транспорта и коммуникаций, торговли и инвестиций, энергетики, минеральных ресурсов, защиты окружающей среды, сельского хозяйства, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также в сфере взаимоотношений ЭКО с международными организациями. Вновь заявлялось о «насущной необходимости скорейшего выполнения» Соглашения о транзитной торговле (1995 г.) и Рамочного соглашения по транзитным перевозкам (1998 г.), о важности создания Компании ЭКО по перестрахованию, Банка торговли и развития ЭКО и Научного фонда ЭКО и т.д.
Впрочем, справедливости ради, надо признать, что определенные изменения за прошедшие месяцы все-таки произошли, хотя бы в позициях и настроениях тех или иных стран-участниц организации.
Казахстанская делегация, например, в этот раз была, если не более оптимистично настроенной, то, во всяком случае, менее пессимистичной. Выступая на двенадцатом заседании, К. Токаев с сожалением отмечал, что, «несмотря на неплохие стартовые условия», организация «не смогла встать вровень с известными в современном мире интеграционными объединениями и региональными группами». Тогда глава казахстанского МИДа задал аудитории несколько резонных вопросов: «…в чем тут дело? Может быть, мы не готовы к активному региональному сотрудничеству? Или, попросту, не хотим?», и, далее, предложил:
— «Давайте ответим на эти вопросы честно, положа руку на сердце. Без этого, уважаемые коллеги, прогресса в деятельности ОЭС не будет. В этом я убежден. Участие на протяжении десяти лет в работе нашей организации привело меня к такому, возможно, нелицеприятному, но, на мой взгляд, правильному выводу».
С точки зрения казахстанских властей, серьезным препятствием на пути к активизации деятельности ОЭС стала объективная экономическая и политическая разнородность государств-членов организации. Как подчеркнул К. Токаев: «Мы все разные: и в плане уровня экономического развития, и структурных преобразований в экономике, и даже восприятия нынешних геополитических реалий. Позиции наших государств в отношении ключевых международных проблем современности, в том числе по режиму нераспространения, тоже далеко не идентичны. И все это объективная реальность, о которой пора говорить откровенно и с которой необходимо считаться».
В этом же году оценки госсекретаря деятельности ОЭС были значительно более мягкими и почти позитивными. В частности, он отметил, что в условиях нарастающей глобализации, усиливаются и тенденции к региональной интеграции: «Сегодняшняя ситуация в мире вновь подтверждает важность регионального взаимодействия для наших национальных и общих интересов в рамках ОЭС». В связи с этим, К. Токаев даже заявил, что «2002 г. был годом дальнейшего углубления взаимопонимания между странами-членами Организации, повышения эффективности ее деятельности и расширения внешних связей».
Традиционно одним из ключевых вопросов совещания стала проблема Афганистана. В рамках Бишкекского коммюнике СМИД ОЭС призвал участников организации оказывать поддержку международному сообществу в обеспечении его участия в «налаживании мира и стабильности в Афганистане». Для этого, по мнению Совета, необходимо предпринять эффективные шаги для скорейшей организации совещания финансовых экспертов с целью разработки механизма создания Специального фонда по реконструкции Афганистана и реализации тех программ в Плане действий по восстановлению Афганистана, которые поддерживаются странами-членами ОЭС. Кстати на совещании был принят проект Плана действий по восстановлению Афганистана на 2003-2008 годы и концептуальный документ «Участие ОЭС в процессе восстановления Афганистана», при обсуждении которых было признано, что иракские события «отодвинули на второй план процесс мирного строительства в Афганистане».
Еще на прошлогоднем заседании в Стамбуле, участники говорили о необходимости полноценного выполнения решений Токийской конференции и предоставления широкомасштабной финансовой и технической помощи стране. Спустя девять месяцев ситуация не только не улучшилась, но и заметно обострилась: в Бишкеке почти открыто говорили о назревающем новом кризисе в Афганистане, о чем свидетельствуют «отсутствие безопасности, продолжение боестолкновений, возросшая активность различных вооруженных группировок».
Более того, неоднократно высказывалась мысль о важности поддержки правительства Хамида Карзая, который в условиях отсутствия обещанной финансовой и военно-политической помощи в мае уже сделал заявление о том, что покинет свой пост, если не сумеет взять под контроль мятежные провинции в ближайшие несколько месяцев. По словам Х. Карзая, в этом случае, население должно выбрать себе другое руководство, поскольку: «День за днем люди разочаровываются в политике правительства». Афганский президент планирует обратиться к Лойя Джирге с просьбой об отставке, если ситуация не улучшится. А она, разумеется, не улучшится без поддержки извне. Как заметил глава казахстанского МИДа в столице Кыргызстана: «В данном контексте, представляется необходимым продолжение всесторонней поддержки мировым сообществом проводимой Президентом Х. Карзаем политики, направленной на экономическую реабилитацию и возвращение многострадального афганского народа к мирной и созидательной жизни».
Примечательно, что сегодня, особенно после начала и окончания основных военных действий в Ираке, многие государства связывают перспективы достижения безопасности в Афганистане не с ООН и другими подобными международными структурами, а именно с антитеррористической коалицией, возглавляемой Вашингтоном. В своем выступлении на первом форуме парламентской ассамблеи ОБСЕ «Трансазиатское измерение ОБСЕ: Неразрывное звено безопасности», состоявшемся в минувшую субботу в Алматы, президент Н. Назарбаев подчеркнул, что, благодаря решительным действиям коалиции, удалось ликвидировать основные базы международного терроризма в Афганистане, сдвинуть с мертвой точки процесс политического урегулирования в этой стране, «в течение почти четверти века бывшей главным источником дестабилизации в регионе». Далее Н. Назарбаев заявил, что: «Именно антитеррористическая коалиция государств, а не международные структуры, ответственные за безопасность, сыграла позитивную роль. Очевидно, что эффективность таких международных структур будет падать, если они не будут задействованы в решении реальных проблем безопасности».
Тем не менее позитивная роль, очевидно, сыграна пока не полностью, поскольку ситуацию в «многострадальной» стране назвать стабильной все же трудно, и субботний терракт в Кабуле — лишнее тому подтверждение. На недавней мадридской встрече представителей государств-участников НАТО и государств-партнеров, несмотря на официальные разговоры об успехах сил коалиции в Афганистане, главной подспудной мыслью стало предположение о надвигающейся угрозе нового этапа гражданской войны в стране.
Другим элементом дестабилизации в регионе продолжает оставаться широко обсуждаемый наркотрафик. Фактически, решением проблемы заняты лишь приграничные с Афганистаном страны, тогда как остальные союзники ограничиваются проведением многочисленных конференций. На одной из них, организованной в мае в Париже под названием «Пути доставки наркотиков: из Центральной Азии в Европу», директор Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступлений Антонио Мариа Коста заявил, что на Афганистан сейчас приходится три четверти мирового производства наркотиков: например, страна почти полностью удовлетворяет потребности Западной Европы в героине. А российский министр иностранных дел Игорь Иванов там же отметил, что доходы афганской наркоиндустрии только в самом Афганистане в прошлом году составили более 1,2 млрд. долларов. По его мнению, «они сопоставимы по объему с международной помощью Афганистану, которая была заявлена на Токийской и Женевской конференциях 2002 года. Значительная часть этих гигантских сумм идет на подпитку международных террористических структур, создавая угрозу безопасности далеко за пределами соседних с Афганистаном государств».
Эффективность борьбы с производством и распространением афганских наркотиков, конечно, зависит от темпов и качества экономического восстановления страны. В своем майском интервью «Российской газете», Хамид Карзай, нимало не смущаясь, сказал, что в Афганистане созданы «чрезвычайно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и многие страны уже воспользовались этим». Понятно, что реальное инвестирование будет возможно только с достижением относительного спокойствия и централизации государственной власти в стране, что, в свою очередь, связано со своевременным получением адекватной поддержки со стороны международной коалиции. Без этого, всякие заявления о необходимости «поствоенной реабилитации» будут оставаться декларативными.
Как выразился в Бишкеке К. Токаев: «Казахстан активно включился в экономическую и гуманитарную фазы действий международного сообщества по оказанию помощи в восстановлении Афганистана, — и, при этом, добавил, — «и мы готовы внести практический вклад в это дело».