История поучительная, советуем ее прочитать всем, кто собирается совершать какие-либо сделки с домами, квартирами. Ведь оказаться на крючке у недобросовестных продавцов рискует каждый!
Алматинка Надежда КРИВЧЕНКО и ее сын Иван пришли в редакцию “КАРАВАНА” с огромным пакетом документов. В нем собрана вся жизнь их семьи за последние 8 лет. Рассказали, что в 2011 году решили улучшить жилищные условия, получив наследство от покойной родственницы. По объявлению в газете нашли двухуровневый частный дом в Бостандыкском районе по улице Сеченова. Вместе с риелтором по имени Раушан отправились его смотреть.
Хозяин Шерзат Б. показал его, назвал свою цену – 150 тысяч долларов, Кривченко – свою, 120 тысяч. Со слов Надежды Ивановны, хозяин согласился уступить и сразу попросил задаток – 30 тысяч долларов, мол, хочет кафе купить.
На другой день семейство еще раз посмотрело дом и решило его приобрести. Оформили договор задатка. Это было 5 декабря 2011 года.
– 21 декабря мы продали свою квартиру. Хозяин сказал, что документов на дом пока нет, оформляет пристройку, в течение месяца будут. Но если вы рассчитаетесь полностью, разрешу переехать. Мы отдал всю сумму и переехали.
31 декабря Шерзат Б. приехал, поздравлял нас, а потом попросил занять ему на неделю еще 5 тысяч долларов. Я заняла и… с концами.
Сделала ремонт, вложила в дом еще 8 тысяч долларов.
По фиктивным документам взял кредит
– Прописки ни у кого не было, так как не было документов на дом, – продолжает моя собеседница. – Я постоянно звонила, требовала у него документы. И только 6 марта 2012 года Шерзат Б. прописал меня и старшую дочь.
В ЦОНе мы узнали: дом находится в залоге у банка с 14 апреля 2011 года, то есть его заложили до того, как продали нам.
Стала выяснять детали. Оказывается, кредит взял друг сына хозяина. А он дом дал в залог. В апреле к нам приехал какой-то мужчина, спросил Шерзата, оставил номер телефона. Снова он, Надыр А., появился 1 июня.
И тут выяснилось: он тоже купил этот дом! Только в феврале 2011 года, еще до залога в банке.
Судебная коллегия по гражданским делам Алматинского горсуда в своем постановлении от 6 марта 2019 года установила, что покойный Шерзат, оформив сделку купли-продажи с Надыром А., не регистрировал договор в ЦОНе.
А тут же отправился с группой лиц брать в банке кредит. Зная, что правоустанавливающие документы на дом находятся у Надыра А., предоставил в банк фиктивные документы и завладел 9 000 000 тенге.
По словам Надежды, когда появился еще один претендент на дом, Шерзат скрылся, поменял номера телефонов.
Интересуюсь: проверяла ли Надежда дом в БТИ на предмет разных обременений перед тем, как дать хозяину залог?
– Не смотрели, – говорит женщина. – Это должна была сделать риелтор Раушан.
– А как можно на риелтора надеяться?
– Ну, вот так… Я никогда не покупала и не продавала, даже не знала, что нужна эта справка обременения. Дальше пошли суды. Я тоже подала заявление, чтобы меня признали добросовестным покупателем, на что мне отказали, так как на тот момент я была никем.
“Бумаги на дом я так и не увидела”
Дальнейшие события разворачивались, как в детективе: Надежда случайно заметила Шерзата Б. в городе, пошла за ним следом, стараясь не попасться на глаза. Говорит, позвонила сыновьям. Те приехали, и все вместе они отправились в спорный дом. Там мужчина написал расписки, на видео рассказал, сколько денег брал, обязался все до копейки вернуть.
На другой день дети Шерзата Б. написали заявление в полицию о похищении отца. Надежда оказалась в полиции.
Здесь ее ждал еще один “сюрприз”: по компьютерной базе значилось, что Шерзат уже год, как находится в розыске в другом РУВД. Оказывается, Надыр А. тоже на него написала заявление.
– Бумаги на дом я так и не увидела. Дети без прописки болтались в воздухе, младший сын даже не мог получить удостоверение личности, – рассказывает Надежда. – Старший попал в аварию, перенес сложную операции на позвоночнике. У него теперь инвалидность, не работает, потерял профессию. Мы оказались в кольце проблем, очень тяжело.
Когда Надежда с сыном ехали из больницы, узнали, что в их деле появился еще один покупатель дома. Оказывается, банк продал его на аукционе некоему Б.
Хотя ни один суд не вынес решение в пользу банка, ведь кредит выдавался под залог поддельных документов. Б. приехал к Кривченко в декабре 2015 года, принес уведомление о выселении, пригласил Надежду в суд. Как потерять деньги и жилье
“Думаю, он деньги куда-то вложил или вывез”
Еще в 2014 году Алмалинский суд осудил уроженца КНР Шерзата Б. за мошенничество по делу Надыра А. на 4 года. Затем в 2016 году был еще один суд, но уже по делу Надежды Кривченко. В общей сложности мужчина получил 5 лет лишения свободы. В приговоре Бостандыкского райсуда значится еще один эпизод, связанный с подделкой документов на квартиру и похищением чужих средств в особо крупном размере. А в конце 2017 года он умер в тюрьме.
– Думаю, он деньги куда-то вложил или вывез – часто ездил в Китай, Кыргызстан, – предполагает женщина. – К нам несколько раз приходили разные люди, кому он должен денег. У меня было 8 адвокатов, сколько затрат, ужас! И никто не может помочь. Шестой год меня защищает общественный деятель Баян Усен. Документы на дом я так и не оформила. Все эти годы поддерживаю жилище, оплачиваю коммунальные услуги.
Надеюсь, судьи, правозащитники меня услышат – я ведь никого не обманывала, а купила дом, который до меня продали по ксерокопии документов, что подтвердила экспертиза.
Если выселят, даже не знаю, куда идти, с вещами, детьми, больной мамой. У нас ничего нет!
Так у кого же все-таки оригиналы документов? По словам Надежды Кривченко, у некой дамы из микрокредитной организации, которая давала Шерзату деньги в долг еще задолго до всей этой запутанной истории.
АЛМАТЫ