Пробный шар - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пробный шар

Пробный шар

Политические партии Казахстана впервые в истории участвовали в процессе формирования избирательных комиссий. Это право дано им новым законом "О выборах".

  • 10 Июня 2004
  • 866
Фото - Caravan.kz

Правда, без скандалов и громких заявлений не обошлось и на этот раз, что отчасти подтверждает тезис некоторых политических обозревателей о нелегкой судьбе современного выборного законодательства.
Как известно, государство наконец решилось забрать у акимов полномочия по формированию избирательных комиссий. Этот факт был воспринят международными экспертами как положительный — именно зависимость избиркомов от исполнительной власти в свое время вызывала их недовольство: использование административного ресурса в таких условиях становится делом нехитрым.
Теперь в этом процессе участвуют органы представительной власти, а попросту, маслихаты. Таким образом избиркомы дистанцированы от всех уровней исполнительной власти.
Но самое главное: выборное законодательство предоставило возможность представителям политических партий участвовать в формировании территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, в которые могут входить, однако, не более 7 человек. На этапе формирования территориальных избиркомов партии получают своеобразный карт-бланш: согласно законодательству, их предложения по кандидатурам рассматриваются в первую очередь.
Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав каждой избирательной комиссии. При этом кандидат вполне может быть и беспартийным. Если политические партии не внесли предложений по кандидатурам, своих кандидатов представляют общественные объединения и вышестоящие избирательные комиссии (до этого, скажу, забегая вперед, дело не дошло). Председатель избирательной комиссии, его заместитель и секретарь избираются членами комиссии на ее первом заседании.
Все десять официально зарегистрированных партий воспользовались своим законным правом, выдвинув в состав всех избиркомов по стране 88 249 кандидатов. Всего же было предложено 104 269 кандидатуры на 91 896 мест.
И скепсис по поводу того, что не все партии смогут рассчитывать на представительство в избиркомах не оправдался. Правда, «Ак жол» публично заявил о том, что многим кандидатам от их партии пройти в избиркомы не удалось.
Тем не менее, формирование избирательных комиссий по новому принципу, несмотря на некоторое недовольство своим представительством со стороны лидеров отдельно взятой партии, дает электорату надежду, что его волеизъявление будет зачтено так, как следует. Объективности избирательной комиссии добавляет как раз-таки «различное происхождение» ее членов: манипуляции в таком кругу практически становятся невозможными.
Да и сама процедура подсчета голосов становится иной. Председатель или один из членов избирательной комиссии во время подсчета голосов будет показывать присутствующим каждый (!) избирательный бюллетень и оглашать волеизъявление избирателя. Если количество бюллетеней, извлеченных из урн для голосования, превысит количество официально выданных избирателям, то будут подсчитываться все бюллетени, выданные каждым из членов избиркома. Это позволит установить, кто конкретно нарушил закон и попытался подтасовать результаты выборов. Но вряд ли у кого-то достанет смелости идти на такие нарушения, которые преследуются уголовным законодательством.
Понятно, что ни в одной избирательной комиссии не может быть «полного партийного пакета», но зато поправки в закон о выборах позволяют кандидатам и политическим партиям иметь неограниченное количество доверенных лиц, которые, к тому же, будут иметь все полномочия наблюдателей.
В частности, они имеют право присутствовать на всех стадиях избирательного процесса на любых избирательных участках, и даже в режимных учреждениях. Более того, теперь доверенные лица, наблюдатели и журналисты могут свободно вести фото-, аудио- и видеозаписи (единственное условие — не мешать ходу голосования и подведению его итогов!), получать протоколы о результатах голосования непосредственно после завершения подсчета голосов. А если учесть, что голосование будет проходить с применением прозрачных избирательных урн, то «ловкость рук» заинтересованных лиц исключена полностью — наблюдателям глаза не завяжешь. Но в случае возникновения даже малейших сомнений доверенные лица имеют право потребовать пересчета бюллетеней на избирательном участке, и комиссия должна подчиниться.
Если же в избирательной комиссии начнутся разногласия и, более того, произойдет нарушение норм конституционного Закона «О выборах», предусматривается возможность обращения комиссии в образовавший ее орган или суд с заявлением о прекращении ее деятельности. Это так называемая система сдержек и противовесов.
С одной стороны, данный механизм не позволяет комиссии нарушать избирательные права граждан, а с другой — делает невозможным безосновательное расформирование и замену состава избирательной комиссии.
Серьезным нововведением стало ограничение субъектов, имеющих право выдвигать своих кандидатов на выборах депутатов мажилиса парламента. Если раньше таким правом обладали все без исключения общественные объединения республиканского уровня, то теперь им могут пользоваться только политические партии.
Таким образом, политические партии в Казахстане становятся полноправным субъектом выборного процесса. И потому робкие, как пробные шары, заявления о том, что следует проучить кого-то там и отказаться от участия в выборах (пусть имидж страны упадет в глазах международного сообщества!) не вызывают ровно никаких чувств кроме как сожаления.
Не жаль, что та или иная партия не будет участвовать — это ее выбор. Жаль, что часть электората, пусть и небольшая, останется без права выбора.