Даже сейчас, после общения с яркими представителями алматинской версии этой субкультуры, я до сих пор не определился в идентификации этого сообщества. Отчасти это объясняется тем, что и сообщество-то это совсем еще молодо во всех смыслах этого слова.
Организованное эмо-движение появилось в Алматы минувшей весной. Поэтому говорить о корнях, тенденциях, ответвлениях не приходится. Ну и, конечно, в глаза бросается уж очень нежный возраст большинства членов движения. 13-14 лет – средний возраст детей, пришедших на одну эмо-сходку, случайным свидетелем которой я стал недавно.
Вехой, объединившей продвинутых алматинских эмо и сочувствующих им, стало появление в мае этого года фан-клуба группы Tokio Hotel. Это подростковая рок-команда из Германии, выступление которой должно было пройти и у нас на “Медеу” в рамках мощного тура. Эффектное место, эффектная рекламная поддержка. Однако дважды назначавшийся концерт не менее эффектно так и не состоялся. Алматинские фанаты не на шутку затаили обиду на городские власти. Возможно, взрослым не понять, какой радости они лишили наших подростков. Tokio Hotel сейчас – это суперпопулярная группа у их европейских сверстников. Конечно, времена меняются, меняются и кумиры. Когда-то это был Робертино Лоретти, а сейчас – они.
Поклонники унисекса
Пусть вас не смущает внешность участников коллектива – там все мальчики (я консультировался со знающими людьми), и они «не косят» под девочек, просто это образ такой. Эмо присущ стиль унисекс. Поскольку в этом возрасте отличия между парнями и девушками не столь разительны, вот и получается, что эмо-бой “в образе”, то есть с хорошо поставленной прической, с накрашенными ногтями и глазами, может смахивать на эмо-герл. Примечательно, понятий эмо-мен (эмо-мужчина) или эмо-вумен (эмо-женщина) не существует. Приверженцы этой культуры именуют себя не иначе как эмо-кидами, то есть эмо-детками. Собственно, удивляться не приходится.
Эмоциональность, граничащая с инфантильностью
Известно, что термин “эмо” (или “имо” в английской транскрипции) появился как сокращение от слова emotion – эмоция. Дело происходило в Соединенных Штатах в 80-х годах прошлого века. Так назвали разновидность хардкор-панка. Отличительной чертой направления была высокая эмоциональность исполнителей этой музыки. Со временем много что изменилось.
Эмо, трансформируясь и перерождаясь, стало в конце концов вполне коммерческим брендом. Обросло соответствующей, понятной для большинства атрибутикой. Сам термин вышел за пределы музыкального жанра и стал обобщающим словом для целой молодежной культуры. Уверен, что сейчас все, кто именует себя этим словом, даже не задумываются о его корнях. Но эмоциональность, граничащая с инфантильностью, так характерная для подросткового возраста, была с успехом освоена юными меломанами.
Из первых уст
Конечно, в силу отсутствия достоверной информации эмо-кидов традиционно идентифицируют по черно-розовому дресс-коду и длинной челке, закрывающей один глаз. И еще один немаловажный атрибут – в силу своей неустойчивой эмоциональности эмо всегда плачут. Хотя, как уверяют меня члены фан-клуба Tokio Hotel, это не более чем самые примитивные стереотипы.
– Эмоции бывают разными, – рассказывает Гаянэ, одна из фан-активисток. – Когда человеку плохо, он плачет, когда хорошо – он смеется. И не обязательно, если ты эмо, то нужно постоянно плакать. Прежде всего нас характеризует музыка, которую мы слушаем: эмо-панк-рок. Это такие группы, как My Chemical Romance, Panic! at the Disco, из российских – “Оригами”. Невозможно, чтобы ты был эмо и не слушал эту музыку. Тогда ты не эмо, а позер.
– Я слышал, что в последнее время кроме эмо появились еще и тру эмо (true emo – настоящие эмо). Это кто такие?
– Вот тру эмо – это как раз те, кто слушает эмо-панк-рок и одевается в стиле. А позеры только одеваются так, но не имеют ничего общего с психологией эмо. Еще раз говорю, что здесь на первом месте музыка. Для эмо главное, чтобы музыка брала его за душу, вызывала эмоции. Ну и, конечно, темы в песнях должны быть философскими.
– Одна моя знакомая из Германии довольно неплохо разбирается в музыке, однако и она тоже толком не знала, кто такие эмо. Я для примера назвал Tokio Hotel, на что получил ответ: это, мол, подростки и тексты у них совсем простенькие. А ты говоришь про философские тексты.
– Я сама слушаю Tokio Hotel, знаю все их песни и могу сказать, что они поют о жизненных темах с философским подтекстом. Конечно, я с вами согласна, что надо подождать лет пять, и тогда станет понятно, великая у них музыка или просто это была дань моде…
“Паспорт” для эмо – значок с разбитым сердцем
Прямо скажем, у нас в городе пока наблюдается повсеместный скепсис по отношению к эмо. Мало кто воспринимает их всерьез. Нередки непонимание и смешки за спинами. Однако в мировом масштабе эмо-эстетика стала трендовой среди неформальной молодежи. Развилась целая индустрия, работающая на детишек, желающих выделяться из толпы. Одежда, обувь, море аксессуаров. Без значка с разбитым сердцем или тому подобной символикой порядочный эмо даже на улицу не выйдет.
Возможно, через пару лет Алматы начнет относиться к эмо-кидам так же спокойно, как и к обычным рокерам и рэперам. А может, вместе с группой Tokio Hotel все наше эмо-движение спадет на нет, и подростки найдут себе новые надписи, чем украшать стены, нежели I hate myself and I want to die.
Иван БЕСЕДИН (фото)
Артем КРЫЛОВ