Про Орбулакскую битву и 300 спартанцев - Караван
  • $ 516.77
  • 542.87
-9 °C
Алматы
2025 Год
27 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Про Орбулакскую битву и 300 спартанцев

Про Орбулакскую битву и 300 спартанцев

Любопытную статью прислали в редакцию наши читатели. В ней излагается версия Орбулакской битвы – одного из эпизодов казахско-джунгарских войн XVII века. Об этой битве очень мало информации, поэтому авторы решили, что “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. 

  • 27 Июля 2012
  • 13992
Фото - Caravan.kz

Из казахской истории известно, что в 1643 году джунгарский хунтайши Эрдени Батур с большим войском выступил в поход на казахские земли, но потерпел поражение от казахского султана Жангира. Историки знают об этом со слов Ильина и Кучеева – русских посланников к джунгарскому хунтайши. Из их отчета тобольскому воеводе следует, что Батур ходил на “алатауских и токмакских киргизов”. На обратном пути в горной местности в Жетысу его встретил султан Жангир. Битва происходила в узком ущелье, и около 600 казахских воинов несколько дней удерживали 50-тысячное джунгарское войско, пока им на помощь не пришел отряд самаркандского эмира Ялантуша. При этом Жангир впервые применил необычную для кочевников тактику – его воины выкопали “шанцы” и использовали “вогненый бой”. В результате джунгары потерпели поражение, потеряв около 10 тысяч воинов, и вынуждены были отступить.

На первый взгляд это один из многих эпизодов казахско-джунгарских войн. Но если внимательно вникать в события тех лет, то возникает много вопросов. Где же в Жетысу находится это ущелье? Откуда и куда направлялись джунгары? Как удалось 600 казахским воинам удержать 50-тысячную армию джунгар? Как Жангир мог знать намерения и маршрут Эрдени Батура, чтобы успеть предупредить Ялантуша, достать ружья, выкопать окопы?

На эти вопросы ни в исторической литературе, ни у современных историков нет ответов. К примеру, казахстанский историк Виль Галиев в своей книге “Хан Жангир и Орбулакская битва” указывает место битвы – речка Орбулак в Джунгарском Алатау, но в остальном ограничивается вышеизложенным пересказом первоисточника. Если добавить к этому, что известный русский синолог Н. Бичурин высказывался о битве весьма скептически, как о “киргиз-кайсацких сказках”, то становится понятно, что Орбулакская битва – одна из загадок казахской истории.

Лучше один раз увидеть…

Априори было ясно, что в Орбулакской битве определяющую роль играет рельеф местности. Если его увидеть и проанализировать, то многие вопросы отпадут сами собой. И у нас возникла идея: нужно увидеть место битвы самим. Точного места мы не знали, но Марал знал эти края и местных жителей, которые могли бы помочь.

Выехав из Алматы и проехав поселки Сары-Озек, Алтын-Эмель, Кугалы, мы приехали в поселок Онжас. Там нас ждал местный житель по имени Мухит. Он повел нас в сторону Бельжайляу – череды горных жайляу, тянущихся с запада на восток, как своеобразный коридор между Джунгарским Алатау и хребтом Алтын-Эмель. Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь никогда не бывает иссушающей жары и выжженной травы. Об этом знали еще древние саки, курганы которых попадаются вдоль дороги. Об этом знали и джунгары…

Колея идет по сопкам со стороны Джунгарского Алатау. Река Кескентерен течет справа внизу, под хребтом Алтын-Эмель. Само название реки говорит о том, что она прорыла себе узкое и глубокое русло, проход по которому невозможен. Но вот наконец колея выводит нас на холм, где за металлическим ограждением стоит гранитный камень размером 2х2х2 м. Вот оно, место Орбулакской битвы! Как оказалось, памятник установлен в 1993 году в честь 350-летия битвы. 

Секреты Жангир-султана

Возможные ответы на некоторые загадки Орбулакской битвы дают родственные связи Жангир-султана. В 1635 году, во время первого похода джунгар на казахов, он попадает в плен. Сколько времени пробыл у джунгар и каким образом освободился, в точности неизвестно. Достоверные же факты таковы: 1) Жангир бежит из плена, 2) одной из токал Жангира была калмычка (мать Тауке-хана), 3) джунгарский тайши по имени Кундулен называл Жангира приемным сыном. Он был хошоутом, а хошоуты были в конфликте с Эрдени Батуром.

Напрашивается предположение, что в плену в Жангира могла влюбиться дочь (внучка) Кундулен-тайши и они помогли ему бежать. Джунгарский тайши мог увидеть в казахском султане союзника для борьбы с Эрдени Батуром и предупредить зятя в 1643 году о готовящемся походе Батура. Об этом прямо говорил тобольскому воеводе в 1644 году джунгарский посол Бахтый. Получив предупреждение и маршрут хунтайши, Жангир начинает подготовку к отпору.

Впрочем, подготовка к войне с джунгарами началась гораздо раньше. Жангир по примеру отца, хана Есима, большую часть времени проводил в Могулистане и, используя родственные и дружеские связи, создал антиджунгарскую коалицию. Достигнутые договоренности закрепляли брачные союзы. Одна дочь Жангира от старшей жены стала женой султана Юлбарса (сына хана Могулистана Абдалаха), другая дочь – женой бухарского султана Абдулазиза. Отец Жангира Есим-хан был ровесником и земляком самаркандского эмира Ялантуша. Сам Жангир на рынках Самарканда и Бухары закупает огнестрельное оружие, свинец, порох, а из личной гвардии – туленгутов – создает отряд “спецназа”, вооруженный самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.

На месте Орбулакской битвы

Мы стоим на гребне Орбулакской сопки. Внизу с западной стороны с шумом течет речка Орбулак и впадает в Кескентерен. Сопка имеет крутой склон на запад и пологий – на восток. По крутому склону подняться можно, но с трудом. А если по гребню выкопать “шанцы” и расставить стрелков, то долина Орбулака превратится в западню для врага, идущего с запада. Здесь, на месте битвы, стало понятно, что джунгары могли идти только с запада, со стороны Прибалхашья, а казахи подошли с востока из Илийской долины…

Находясь здесь, можно явственно представить себе, как все происходило. Вот из-за дальней сопки за Орбулаком показались джунгарские всадники. Казахские стрелки, вжавшись в окопы, затаились. Джунгары, переваливая через сопку, заполняют долину Орбулака. Вдруг залп 300 ружей оглушительным эхом разлетается по ущелью. Убитые и раненые всадники падают на землю. Ущелье наполняется грохотом выстрелов, свистом пуль, ржаньем коней, криками и стонами раненых. Джунгары, впервые столкнувшиеся с применением огнестрелов, в панике. Некоторые пытаются взобраться на защищаемую казахами сопку, но, не добравшись до верха, сраженные пулями или длинным копьями катятся вниз…

Через день, придя в себя, джунгары обходят Орбулакскую сопку по узкой тропе вдоль русла Кескентерена и попадают в долину Ушкуйган. В этой долине сливаются три речки, и она имеет относительно ровный профиль длиной несколько километров. Джунгары надеялись зайти в тыл казахам, но напоролись на “сюрприз”. Их встречает могул-киргизское ополчение батыров Табая и Котена, и битва продолжается еще несколько дней. Силы, конечно, не равны, и джунгары начинают одолевать. Но тут Жангир преподносит им следующий “сюрприз” – обойдя долину по горной тропе, в левый фланг джунгарам заходит войско эмира Ялантуша… Джунгары, опасаясь окружения и новых “сюрпризов”, спешно отходят. Их потери в этой битве составили около 10 тысяч воинов.

Казахские “спартанцы”

Орбулакскую битву часто сравнивают с битвой при Фермопилах, с подвигом 300 спартанцев. Действительно, многие моменты аналогичны. По легендам, так же, как султан Жангир с 600 воинами защищал узкий проход между двух горных хребтов от 50-тысячной армии Эрдени Батура, спартанский царь Леонид и его 300 воинов защищал проход между горами и морем от 80-тысячной армии Ксеркса. Как Фермопилы, так и Орбулак не имели решающего политического значения. Греция все равно была завоевана персами, а Могулистан и Жетысу – джунгарами. Но про подвиг 300 спартанцев знает весь мир. О них написаны книги, сложены поэмы, Голливуд выпустил два художественных фильма. Царь Леонид стал национальным героем Греции. Об Орбулаке же, кроме вышеупомянутой книги “Хан Жангир и Орбулакская битва” и нескольких статей Бексултана Нуржекеева, ничего нет.

Значение Орбулакской битвы в другом. Здесь впервые объединились представители трех нарождающихся казахских жузов. Кроме того, вместе с казахами сражались киргизы, могулы, узбеки. Жангир-султан получил прозвище Салкам, что означает Неистовый. А его сын – Тауке-хан – впоследствии воплотил идею объединения трех жузов. Джунгары же, быстро усвоив горький урок, стали закупать огнестрельное оружие и создавать новый для себя род войск – пехоту.

Мурат УАЛИ, Марал ТОМПИЕВ, Алматы – Алтын-Эмель