— Геннадий Алексеевич, прежде, чем переходить непосредственно к теме беседы — нынешней ситуации, которая сложилась после принятия Таможенного Кодекса Таможенного Союза, задам Вам «общий» вопрос. Вы известны как один из самых резких, профессиональных (в отличие от многих) и последовательных критиков самой идеи Союза. В то время, как многие Ваши коллеги по бизнес-«цеху» — в принципе, за данную структуру. Почему Вы против?
— Я тоже, в принципе, не против. Это нормальная идея. И в той ситуации, в которой оказался Казахстан, такая интеграционная структура объективно нужна. Но — я против того, как все происходит, согласно известному афоризму Черномырдина…
Не буду пытаться «объять необъятное» и рассматривать формирование Союза со всех ракурсов. Скажу про то, что мне наиболее близко — осуществление и оформление внешнеэкономической деятельности в части импортно-экспортных операций.
У нас, казахстанских бизнесменов, работающих в этой сфере, были проблемы с нашей властью, но — в итоге достигли значительного взаимопонимания, а в части либерализации таможенного администрирования россияне наглядно видят конкуренцию правительств. Теперь мы все это теряем и, видимо, надолго. Потому что взаимоотношений с Комиссией Таможенного союза у предпринимателей просто никаких нет. Ни у казахстанских, ни у российских, ни, тем более, у белорусских…
— Но у нас тоже были такие вещи, как попытки ввести экспортную декларацию, как Ай-Си-Эс — чего не было ни в России, ни в Белоруссии…
— Конечно, и у нас появлялись формы коррупционного характера. В частности, эти два примера. Но, тем не менее, бизнес смог повлиять на ситуацию. По экспортной декларации, которую законодательно успели ввести в действие, бизнес-сообщество смогло доказать правительству, что данную норму невозможно реализовать, и что она коррупционна. Это было понято, и норму отменили. То есть, адекватность реакции наших властей в диалоге с бизнесом, была. Нас слушали, хотя далеко не все слышали, и принимали.
Теперь нас и не слышат — у нас при подготовке Таможенного Союза с властями шел диалог «глухого со слепым». Мы говорим, что мы утрачиваем ряд позиций, связанных с упрощением таможенного администрирования, что нарушаются многие позиции Киотской конвенции. То, что снова в законодательство возвращаются коррупционные нормы, которые были отменены в 2000-х годах. Нам говорили — да нет, ребята, это не сильно важно… Все будет нормально, все будет хорошо. И — никаких аргументов в пользу того, почему все будет нормально.
— Неужели вся, почти полугодичная, дискуссия вокруг таможенного кодекса ТС, весь поток критики, не имели результата?
— Безусловно имели! Удалось улучшить достаточно серьезные позиции той редакции кодекса, которая была представлена в ноябре. Например, сокращены сроки ряда процедур, прописаны регламенты. Появилось понятие ввоза товаров для собственного пользования, в том числе, и автомобиля. Что дало возможность снизить ввозные пошлины в этом, наверное, самом известном широкой публике, случае. Хотя многое, по-прежнему, неясно.
В казахстанском законе мы, например, где смогли разграничили ответственность добились внесения методологии определения таможенной стоимости. Но ряд коррупционных моментов не снят. В частности, в таможенном контроле, система управления рисками отделена и сразу утрачивается пониманием «зеленого», «желтого» и «красного» коридоров, соответственно не определен набор документов для оформления, и последовательность «законных» требований за подписью начальника.
Хорошо, что переход на новые форматы таможенного декларирования отложен до 2011 года. В кодексе сказано, что должна быть единая форма декларации, но — неясно какая. Ведь у нас с россиянами разная методология ее заполнения. И эту норму отложили, чтобы дать возможность всем успеть подготовиться к ней.
— Что бы Вы выделили из того, на что повлиять не удалось?
— Такого, к сожалению, много. Ничего абсолютно не удалось сделать по правилам ввоза грузовых автомобилей.
С началом работы Таможенного союза автомобильные перевозки, например, из Москвы в Алматы и наоборот — станут дешевле. Подсчитано, на сколько — примерно на 400 — 800 долларов. За счет чего? За счет того, что не будет экспортного и импортного таможенного оформления, станет меньше простоев. Все правильно. Но почему-то вторую половину никто не говорит. Что одновременно произошло удорожание этих перевозок.
Согласно тарифам Таможенного союза, ввоз современных новых (для нас это подержанные 3~5 лет) западных магистральных грузовиков станет дороже за счет повышения на них ввозных таможенных пошлин — до 20%. Фактически, их импорт просто станет нерентабельным.
Теоретически любые грузоперевозки могут вестись на российских и белорусских машинах. Правда, эксплуатационные расходы на них на треть выше, чем на подержанных западных автомобилях.
Кроме того, мы потеряем рынок автоперевозок между странами Таможенного союза и ЕС, потому что по экологическим нормам наши советские и даже недавно произведенные в СНГ автомобили, на территорию ЕС без исполнения определенных требований, в том числе сервисных, не пустят.
Получается парадоксальная ситуация — логистически ТС несет с собой определенное упрощение и удешевление перевозок, а в транспортировках — наоборот. Поэтому, в сухом остатке выгода от этого вряд ли будет.
— Но порядок торгового оборота внутри Таможенного Союза действительно серьезно упростился?
— Да, отмена таможенных операций на товары стран ТС должна упростить товарооборот и соответственно удешевить. Сами действия, связанные с перемещением товаров, упрощаются. Однако система зачета экспортного НДС при этом настолько непрозрачна и некорректна, зависима от третьих лиц, что получить его в зачетный период будет крайне затруднительно. В том порядке, который предписывается в рамках нового законодательства, предприятия смогут получить возврат НДС не ранее, чем через девять месяцев (сейчас это — максимум шесть). Столь долгий срок — это вырванные из бизнеса оборотные средства предприятий, неизбежность их «обкусывания» инфляцией.
Но — самое важное резюме теперь следующее. Что бы мы ни говорили о Таможенном кодексе ТС, он уже есть. Это закон, который надо исполнять. Каким бы коррупционным он ни был. Дождемся обещанного подписания союзных документов…
Многого мы сделать уже не сможем, потому что времени не остается. Сейчас важно найти, исходя из новых документов, какой-то алгоритм действий, чтобы осуществление бизнеса было хотя бы прогнозируемое и без попадания предпринимателей в категорию нарушителей.