Об эффективности таких мер в реализации права казахстанцев на здоровье мы решили поговорить с активистом в сфере здравоохранения, директором общественного фонда “Амансаулык”, врачом Бахыт ТУМЕНОВОЙ.
– Бахыт Ниязбековна, возглавляемый вами фонд выступает за права казахстанцев на здоровье и качественные медицинские услуги. По вашему мнению, насколько защищены права некурящих от табачного дыма?
– В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону – государством приняты жесткие и правильные меры в отношении курильщиков. Это ограничение курения в общественных местах, отсутствие рекламы на ТВ, радио, “страшилки” на сигаретных пачках, высокие цены на табачные изделия. Уже давно не курят в кабинетах, офисах. Во многих зданиях есть специальные места для курения. Но проблема в том, что далеко не все выполняют правила. По-прежнему курят в подъездах многоэтажек, на детских площадках, курят водители общественного транспорта. Возле моего дома облагородили детскую площадку – поставили качели, скамейки, урны. Здесь гуляют мамы с детьми, отдыхают пожилые люди. Но именно сюда приходят курильщики. Когда им делают замечание, одни встают и уходят, другие продолжают курить. Недавно полицейские Алматы провели двухдневную акцию “Подросток”. Выявлено 17 фактов реализации в магазинах алкоголя и сигарет несовершеннолетним. А сколько на самом деле продают детям табачных изделий? Правила есть, постановления приняты, но нет гражданского понимания, подчинения законам. Поэтому нельзя сказать, что некурящие люди у нас полностью защищены или что стали меньше курить.
В Казахстане около 4 миллионов курильщиков. Бороться с курением, безусловно, надо, но это сложный вопрос. Как врач, могу сказать: зависимость от никотина формируется в мозге. И ее нужно лечить. От алкогольной, наркотической зависимости в нашей стране лечат как насильно, так и добровольно. Эффективность лечения выше, если человек делает это добровольно.
Как при некоторых болезнях, так и при никотиновой зависимости медицина практически бессильна вылечить пациента. Поэтому борьбу с курением нельзя превращать в кампанейщину. Она должна быть строго дифференцирована, иметь индивидуальный подход.
– Как вы думаете, возможно ли предотвратить курение среди детей, ведь для них сигарета – символ зрелости, независимости?
– Есть такая присказка: приходит к священнику мама с ребенком и говорит: “Ребенку исполнился год. Посоветуйте, как мне теперь его воспитывать”. На что священник отвечает: “Вы опоздали ровно на год”. О проблеме курения, наркозависимости, сексуального здоровья с детьми надо говорить как можно раньше. Согласно статистике, 10 процентов детей в возрасте 14 лет имеют опыт половой близости. Девочки от 15 до 17 лет – 21,5 процента. Так что проводить работу о ранних половых контактах среди подростков, как вы понимаете, уже поздно.
По данным антитабачных кампаний, среди подростков курят 12 процентов. С раннего возраста детям нужно показывать специальные мультфильмы. В школе на предмете “валеология” проговаривать все эти вещи с учетом возраста.
Если в семье кто-то курит, это для ребенка пример для подражания. Если родитель не хочет, чтобы сын или дочь повторили его историю, лучше бросить вредную привычку. Вторая причина – незанятость подростков, недоступность для большой группы бассейнов, спортклубов. Дети идут на улицу, а там им чем-то надо заниматься. Надо выяснять – что толкает детей к сигарете?
– Как вы оцениваете эффективность так называемых “устрашающих картинок” на сигаретных пачках?
– Я спросила об этом заядлых курильщиков. Некоторые ответили, что вообще на них не смотрят. Возможно, в какой-то степени они эффективны. Но борьба с курением – более сложный процесс, он должен подаваться в комплексе. И нужно больше уделять внимания тем, кто еще не закурил.
Как ни печально, число курящих в мире будет расти, так же как и количество депрессивных расстройств и психических заболеваний. А при депрессии многие пытаются снимать стресс сигаретой.
– А на самом деле, снимает ли курение стресс?
– Нет. Никотин формирует зависимость. Причем у всех по-разному это происходит. Кто-то изредка “балуется” сигаретами, а кто-то курит все больше и не может остановиться. Сам по себе никотин вреда не приносит. Другое дело – продукты горения табака. Потому рак легких среди курильщиков встречается чаще, чем у некурящих людей.
– В нашей стране планируется введение страховой медицины. Нужно ли выделить курильщиков в отдельную категорию?
– Можно и нужно, в некоторых странах так и делают. В Казахстане страховую медицину планируют ввести с 2017 года. Но выплаты от физических, юридических лиц будут повышаться постепенно на протяжении нескольких лет. И в отношении курильщиков это тоже нужно сделать поэтапно. Есть заболевания, которые напрямую можно связать с курением. Но сто процентов тоже нельзя утверждать. Должен быть взвешенный, научный подход. Потому что курящие хоть и уязвимы от никотина, но тоже имеют права. К тому году, когда решится вопрос о необходимости увеличения страховой суммы для курильщиков, они будут к этому готовы. Возможно, кто-то откажется от сигарет. Или перейдет на другие формы потребления никотина, снижающие вред.
– Вы постоянно говорите, что для курильщика лучший путь к здоровью – отказ от сигарет. А что это за методики, снижающие вред?
– Например, электронные сигареты. Они снижают вред для курильщика и окружающих, потому что при их употреблении исключен процесс горения табака… Их активно используют в развитых странах.
– А пластыри, конфеты?
– Просто отвлекающий маневр, который используют курильщики. Никотиновую зависимость очень трудно снять у заядлых курильщиков, им нужна профессиональная помощь. Профилактическая работа против курения должна быть все-таки главной. И нельзя всех стричь под одну гребенку: методика в отношении тех, кто не курит, курит долго и не может бросить, должна отличаться.
Алматы