Надежда на счастье есть в любом возрасте
Под занавес года Наталья Аринбасарова приезжала в Алматы на презентацию картины “Нежданная любовь”. По сюжету, к ее немолодой героине любовь приходит нежданно – в лице седовласого соседа.
– В реальной жизни вы бы дали волю таким чувствам?
– Трудно сказать. Я вполне довольна своей жизнью – живу с сыном, у меня внучка… А в общем, почему нет? В жизни всякое может быть – встретится вдруг человек, который понравится. Надежда на счастье и любовь есть в любом возрасте.
– Ваш поклонник по фильму, несмотря на возраст, наивен. А вот героиня, наоборот, реалистка.
– Женщинам в возрасте трудно пойти на новые отношения. Потому что они знают, что такое семейная жизнь. Это, прежде всего, огромная работа. А вот мужчинам очень тяжело быть одним.
– То есть женщинам легче переносить одиночество?
– Стрессы и разрывы женщины переживают легче, потому что у них всегда есть занятие. Это и дети, и дом. Мужчинам труднее, а уж если они остаются без работы – для них это катастрофа.
Фарфоровая статуэточка
– У вас был знаменитый курс во время учебы в Москве во ВГИКе. А с одной из сокурсниц – Натальей Гвоздиковой – вы сейчас снялись в “Нежданной любви”. С кем еще общаетесь?
– Специально общаться не получается, потому что все заняты. К тому же Москва такая огромная, в любой конец час-полтора ехать. Встречаемся обычно на каких-то мероприятиях. Я очень люблю своих однокурсников – особенно наших девочек. Они мне всегда казались такими красавицами: Наташа Гвоздикова, Наташенька Бондарчук, Наташа Белохвостикова. С ними чаще всего и вижусь. Дружу с Наташей Бондарчук – она очень интересный человек, влюбленный в жизнь. Обожаю Валечку Теличкину – мы не были однокурсницами, но она тоже ученица Герасимова. Недавно в Доме кино она проводила выставку. Пишет поразительные картины. Выступали два батюшки, сказали: “Вы заметили, что у Вали нет теней на картинах? Свет идет изнутри, как на иконах”. У нее есть одна работа “Европа и Азия”, там две девушки – русская и азиатка – танцуют кадриль. Она говорит: “Это я пыталась тебя изобразить…”.
– Вы говорите о достоинствах сокурсниц, хотя на тот момент вашу красоту смог оценить весь Союз. Вы пришли во ВГИК, будучи уже известной актрисой…
– Я никогда не считала себя красивой. Правда, знаменитая актриса Тамара Федоровна Макарова говорила обо мне: “Это же фарфоровая статуэточка”! Я была очень худенькая. В то время уже снималась в кино. А наш педагог, выдающийся режиссер Сергей Герасимов, не разрешал сниматься своим студентам до третьего курса. Он говорил: “Не позволю вам бегать с чемоданчиком по киностудиям и предлагать свои услуги!”. Однажды он на занятие по актерскому мастерству пришел очень сердитый и сказал: “Мы считаем Наташу не своей студенткой, а состоявшейся актрисой, которая повышает свою квалификацию!”.
– Сокурсники просили поделиться своим киношным опытом?
– Как-то Надя Репина спросила: “Как ты плачешь на экране, наверное, вспоминаешь что-то грустное?”. Я говорю: “Нет, Надя, человек плачет по-разному, потому что слезы бывают разные: от обиды, радости, безысходности, одиночества”.
Дачная жизнь
– Вы также окончили балетное училище. Сегодня ходите в Большой театр? Каковы ваши балетные пристрастия?
– В Большой театр, к сожалению, хожу очень редко. Я люблю старые классические балеты, на которых воспитывалась и в которых участвовала в детстве. Чаще хожу в театр, когда приглашают актеры, коллеги. Недавно смотрела спектакль с Людмилой Чурсиной. Я сейчас живу за городом, и мне сложновато выезжать.
– Вы сами выбрали жизнь за городом?
– Сама. Сын Егор построил мне дом в кинематографическом дачном кооперативе. Сейчас его избрали председателем кооператива, говорят, нужна пробивная сила. Но в Москву стараюсь выбираться – иначе выпадаешь из жизни.
– Кто еще из кинематографистов живет по соседству? Ходите друг к друг в гости?
– Живет режиссер Паша Чухрай, я дружу с его женой сценаристкой Машей Зверевой. Рядом – режиссеры Бородянский, Абдрашитов, Ибрагимбеков, Наташа Белохвостикова. Кажется, Табаков строит дом. Например, звонит Маша: вот, мол, шашлыки жарим, пирог испекла, прибегай! Но я нечасто выхожу за ворота – у нас большой участок, там и гуляю. Цветочки посмотрю, то сё – вот тебе и два часа прогулки!
– Наверняка привыкли к физическим нагрузкам?
– Я делаю легкую зарядку – что-то из карате и аэробики от Джейн Фонды. В моем возрасте уже просто нельзя делать больше, мы упражняемся на пару с внучкой… Я окончила балетное училище в 1964 году. Но вот не так давно в фильме “Слабое сердце” у меня была роль хореографа. Побежала к Булату Аюханову, пользуясь тем, что мы с детства знакомы. Приходила в зал и пыхтела у станка! Булат меня в пример ставил! Надо было вернуть балетную пластику, которую я всю жизнь из себя изживала. Первое время меня ругали, что двигаюсь в кадре по-балетному – балерины ходят с выворотом стопы, как будто аршин проглотили…
Порядочная бабушка
– Как обычно проходит ваш день?
– Очень люблю заниматься хозяйством. Для меня важно, чтобы было чисто. За всем присматриваю, у меня есть помощница по хозяйству. На выходные приезжает внучка.
– Вы строгая бабушка?
– Строгая. Когда Маша приезжает, стараюсь ей привить принципы, какой должна быть девочка. Мне Люба (актриса Любовь Толкалина – супруга Егора Кончаловского) говорит, что, если Маша пробыла со мной две недели, она сразу меняется. Я требую, чтобы она с утра встала, обязательно причесалась, умылась, спустилась завтракать – ее комната на втором этаже. С утра нужно привести себя в порядок, так меня приучила мама, такой же была и моя любимая свекровь Наталья Петровна Кончаловская. И то же самое нам прививали педагоги – Сергей Герасимов и его супруга Тамара Макарова. Тамара Федоровна говорила, что они делают гимнастику каждый день, даже если находятся в поезде или самолете. И еще, если с утра встал и сделал над собой усилие, то день проходит с пользой. Я помню, когда училась во ВГИКе, ни разу за четыре года не приехала на занятия без макияжа или в неглаженой одежде. Мне очень не нравилось, когда сокурсницы садились на заднюю парту и начинали марафет наводить. Это все надо делать дома! Я даже когда в магазин выхожу, должна привести себя в порядок.
– Наталья Утевлевна, а казахские национальные украшения в Москве тоже носите?
– Ношу много лет и с большим удовольствием. Моя любимая одежда: черное простое платье и массивные серебряные украшения. Я перестала носить золотые вещи, перешла на серебро.
Детей не критикую
– Вы довольны, как складывается карьера ваших детей?
– Я всегда говорила, когда они еще маленькие были: “Не хочу, чтобы на вас природа отдохнула! Занимайтесь много, читайте!”. Рада, что они работают в кино. Кино – это всегда интересно, новые люди, города, сюжеты. Катя окончила актерский факультет ВГИКа, причем я не подозревала, что она собирается туда. Она училась в мастерской Джигарханяна – Филозова. Кино тогда, в 90-е годы, снимали мало. Хотя у Кати была работа, но она быстро поняла: ждать роли не в ее характере плюс у нее внешность своеобразная. Поэтому поступила на Высшие режиссерские курсы. За 2010 год она сделала два сериала.
– У сына вы уже снялись. А у дочери?
– Катя всегда эпизодик мне предложит. В последнем ее сериале я сыграла тетечку, которая осталась одна, ей интересно, что происходит у соседей, она тщательно за собой следит и на этом “сдвигается”. Мне доставляет удовольствие играть пусть небольшие, но характерные роли. Недавно прошла премьера “Правосудия волков”, я там играю бабку-дворничиху – боевую такую. Я подсчитала, у меня сейчас семь фильмов на выходе.
– Вы своих детей критикуете?
– Дети очень самостоятельны. Я не вмешиваюсь. Каждый человек сам должен до всего дойти.
Р.S. После нашего разговора Наталья Утевлевна закурила тонкую сигарету. И, пресекая мой вопросительный взгляд, ответила: “Если бы не курила, то крылышки бы выросли”…
Праздничная история
Новый год под глинтвейн
Наталья Аринбасарова рассказала нам, что их большую кинематографическую семью нечасто удается собрать вместе, но Новый год – это святое! В меню: традиционные салюты, горячий глинтвейн и праздничное настроение!
Как бы ни были заняты все члены знаменитой семьи, но в новогоднюю ночь обязательно собираются вместе! Кроме того, Наталья Аринбасарова проживает в кинематографическом поселке, что накладывает обязательство следовать здешним традициям: “Сначала мы встречаем Новый год по домам, а потом, после 12, выходим на пятачок – у нас там детская площадка. Там уже наряжена елка – сколько лет живу, не могу понять, кто же ее наряжает? Все выходят с напитками, закусками. Веселимся, запускаем салюты, пьем глинтвейн!”