Андреа со страниц газет и журналов рассыпается сейчас в благодарности. Она обещает искупить свою вину перед теми, кто когда-то ее просто обожал. Ведь Андреа считалась популярнейшей ведущей на ZDF – одного из двух главных каналов ФРГ.
И вдруг! Перед Кивель закрылись двери даже провинциальных студий. С ней перестали здороваться приличные люди. Журналистка совершила ужасное: она солгала. “Страшное”, по немецким меркам, “преступление” Андреа Кивель заключалось в… скрытой рекламе. Растолстевшая до 93 кило чемпионка пообещала одной фирме по разработке диет сбросить килограммчиков 30.
По ходу этого успешного эксперимента телеведущая то и дело как бы ненароком спонсора в эфире похваливала. За что и получила от бизнесменов 35 000 евро. С которых, правда, добросовестно заплатила налоги. Но при этом грубейшим образом нарушила этический кодекс работника германской прессы.
Мимо этого и не смогло пройти “Профсоюзное объединение журналистов”.
Так уж устроено журналистское сообщество ФРГ, что от власти государственной оно ни финансово, ни юридически не зависит. А за этическими вопросами у немецких “акул пера и объектива” наблюдает корпоративный “Совет прессы”.
Однажды член данного совета, коллега Кернер, в прямом эфире спросил резко постройневшую коллегу Кивель: не оплачена ли ее красота некими, столь ею расхваливаемыми разработчиками диет?
Запунцовевшая Андреа начала всё отрицать. Но ей предъявили ксерокопию контракта.
За невинную, просто смешную, по меркам наших СМИ, неправду 44-летнюю звезду с треском поперли с работы.
Теперь вот разрешили вернуться. Хотя прежние позиции для Кивель, и это понятно всем, безвозвратно утрачены.
То, что нечестность даже в мелочах чревата большими проблемами, проверили на себе и такие знаменитые представители германских СМИ, как Мишель Фридман, Улла Кок, Андреас Тюрк…
Неприкосновенных в массмедийном пространстве ФРГ попросту не существует. Ведь бдительный корпоративный самоконтроль у немецких журналистов обусловлен всеобщей и моральной, и материальной заинтересованностью. Потому что рост доверия читателей и зрителей поднимает бумажные тиражи, привлекает на телеканалы все новых рекламодателей. Ну и доходы звезд журналистики здесь входят в пятерку самых соблазнительных по стране.
Самое же важное то, что у немцев журналистика остается профессией настолько престижной, что иным представителям газетного либо телевизионного цеха воздвигают бронзовые изваяния в полный рост еще при жизни.
Как это имеет место быть, к примеру, близ мюнхенской Мариенплатц. Там летописец этих краев, репортер Зиги Зоммер, более сорока лет изо дня в день гнал строку про размеренные будни родного города. И делал это так добросовестно, что перед уходом журналиста на пенсию преданные читатели решили скинуться. Баварское правительство тоже добавило. В общем, увековечил народ репортера…
Сергей ЗОЛОВКИН, наш собственный корреспондент в странах ЕС