Областные департаменты образования рапортуют о небывалых результатах. Но пронырливые журналисты уже готовы бросить в лицо чиновникам новые обвинения по поводу продажности членов комиссий. А секьюрити, призванные обеспечить на тестах порядок, готовы рассекретить страшные факты о подлогах, подставах и прочих «под», которые опрокинут все радужные перспективы «неподкупных ЕНТ». Но, стоит ли об этом?
На самом деле — купленные баллы — не новость. Куда интереснее понять, почему ЕНТ в этом году «выстрелили» хорошими показателями? Версия, что все кому-то что-то заплатили — не подходит. Если и заплатили, то единицы. Что случилось с остальными? Страна освоила практику тестов, может, тесты изменились или еще какое чудо приключилось?
Во-первых, тесты «причесали»
Об этом было заявлено с самых высоких трибун. Видимо претензии к качеству, высказанные в прошлые года, возымели действие.
Заседала специальная комиссия, и не один раз, а два. Каждый раз на пересмотр тестовых заданий уходило по две недели. Работали с каждым вопросом в отдельности. Члены комиссии рассказывали, что для проверки достоверности вопроса, искали на него ответ в учебниках и указывали, на какой странице он находится. Так были расписаны все вопросы. Только после этого задание утверждалось и попадало в экзаменационные варианты.
Кстати в этом году было подготовлено 450 тысяч вариантов. Те вопросы, ответы на которые в учебниках отсутствовали, исключались. Были ли такие? Были. Члены комиссии объясняют этот нонсенс просто.
С одной стороны в этом казусе были виноваты сами школы. В некоторых регионах учителя при подготовке к тестам использовали много дополнительной литературы, в ней тоже были ответы на поставленные в тестах вопросы, но они не соответствовали учебной программе. Только в Алматы педагоги остались верны учебным стандартам и при подготовке к экзаменам, не отошли от рекомендуемых книг. Министерство, предвидя подобную самодеятельность, пыталось обезопасить учеников, выпустило свои пожелания в помощь учителям, однако далеко не все их услышали. В результате — пострадали дети.
С другой стороны есть еще одно объяснение «плохим» тестам. Виноваты вузы. Это уже общеизвестно. Дело в том, что тесты как таковые, впервые (в 1998 году) были апробированы при поступлении в вузы, а когда они по этапу спустились в школы, в задания попало много вопросов из вузовских программ. Это вопросы повышенной сложности, но в этом году их удалили из опросников.
А еще все задания были пересмотрены на предмет их перегруженности статистикой. Почему все эти умные комиссии не видели этих ошибок раньше? Потому что тесты составлялись согласно казахстанским стандартам качества, а в них есть такие требования, как знание фактов, событий и дат. Вот они и были включены в тесты. Но как уверяют педагоги-составители тестов, в этом году большая часть фактов была признана второстепенными и исключены из экзаменационных вопросов.
В общем, тесты вычистили, как могли. Постарались. Остались ли в них некорректные вопросы, вокруг которых прошлые года было много разговоров, слухов, домыслов? Помните, сколько эмоций плескалось, когда выпускники говорили, что они не смогли адекватно отреагировать на «тонкости», вроде имени младшей жены Абая или клички коня Аблай хана? Составители тестов уверяют, что подобных абсурдов в вопросах никогда не было, а если и попадались «сомнительные» задания, то только потому, что они действительно были значимы для событий тех лет.
Кроме того, все апелляционные комиссии получили указания, в случае, если ученики будут ссылаться на такие вопросы, узнавать эти варианты, чтобы на будущее знать — где была допущена «некорректность». Однако за все время существования ЕНТ ни один кричащий о странных вопросах не назвал своего номера. Молодежь жаловалась на забывчивость, головную боль — что угодно, при этом вариант оставался не названным. А раз так, составители вправе заявить, что они и сделали в этом году, что в тестах никогда не было абсурдных заданий, их выдумали сами ученики, чтобы оправдать свои неудачи.
Во-вторых: детей подготовили
Как ни крути, а сдавать экзамены по билетам, как это делалось в старой советской школе, все равно легче. Психологически проще. И пусть сторонники тестов неустанно твердят, что ЕНТ спасают детей от двойной нагрузки прохождения через стресс, когда за один раз можно и школу закончить, и в вуз поступить, оппоненты говорят, что ЕНТ — шок, бессонница, невроз. Надо научиться сдавать тесты.
Опыт прошлых лет показывает, что многие выпускники засыпались на неправильном заполнении титульного бланка, и делали это не по глупости, а из-за реальных больших переживаний. Закрасили не те кружочки, перепутали данные своих удостоверений личности. Ребята признавались, что буквально тупели при виде такого количества вопросов, многих доводил до состояния истерики факт ограничения времени. Все надо было успеть за три часа! На одно задание отводилось четыре минуты. В общем, вокруг тестов складывалась особая психологически напряженная атмосфера.
Если верить учителям, весь учебный год, чуть ли не с первого сентября, они готовили своих учеников к тестам. Как? Психологически, теоретически, практически.
Также в этом году на заполнение документов перед экзаменами выделили дополнительные полчаса. Кажется, мелочь, а процедура «сработала», многие после экзаменов отмечали, что именно это время им было необходимо, чтобы успокоиться, и не торопясь приступить к самому экзамену.
В третьих: научили считать до трех
Появились ли какие-нибудь отечественные рекомендации в помощь учителям и ученикам: как подготовиться и благополучно сдать ЕНТ? Или школы заняли позицию натаскивания учеников и добросовестно муштровали их, начиная с первого сентября? Оказывается, такие рекомендации действительно были разработаны. Еще в прошлом году городской институт усовершенствования учителей выпустил методичку: «Как сдавать ЕНТ?». В ней черным по белому расписано, как правильно распределять время во время экзамена. Это — самое главное. А называется технология — метод тройного прочтения. Выпускник открывает тестовое задание и начинает отвечать на вопросы по тому предмету, который знает лучше всего. Читает первый раз, отвечает на те вопросы, над которыми не надо думать, он просто знает ответы и все. Экономит время. Дошел до 30-го вопроса, вернулся к первому и так в общей сложности три раза. Разработчики метода утверждают, что с каждым прочтением память школьника все больше активизируется и автоматически выдает все новые и новые знания, количество правильных ответов растет. Те же вопросы, которые остаются за гранью знаний или памяти, остаются без ответов, пропускаются. Главное на экзаменах — выиграть время, чтобы можно было посидеть, подумать над сложными заданиями. Методика была несколько раз испытана на пробных экзаменах. Результат был хороший.
В-четвертых, остались верны системе
Много внимания в составлении тестов нового поколения было уделено системному подходу. Что это такое — хорошо понимает любой учитель, который по отдельному факту может понять, о каком историческом периоде, географическом месте, литературном произведении идет речь. Именно эти учителя-системщики и говорят, что в тестах не было случайных вопросов. Кому-то могло показаться, что совсем не обязательно знать какие орудия труда были в таком-то веке или сколько человек участвовали в восстании такого-то года.
Но если знания давались ученику не выборочно, а системно, то ученик должен был продемонстрировать на экзамене не память, а логику. Тесты, сколько бы претензий к ним не предъявляли, способны выявлять аналитические данные. К сожалению, профкадры в педагогике пока остаются слабым звеном, поэтому недовольство в отношении ЕНТ постоянно поддерживается и подогревается. Те же, кто стоит в своем деле на высоте, понимают сверхнагрузку каждого вопроса.
Кроме того, тестовые задания перестали быть для наших тестологов тайной за семью печатями. Еще три года назад отечественные педагоги честно признавались, что, заглядывая в российские справочники, они с ужасом рассматривали тесты как заморские, малопонятные чудеса.
Сегодня ничего необычного в вопросах и задачках для наших специалистов нет. Все прошли специальные курсы по составлению тестов, обучились у зарубежных коллег. Поэтому, когда в этом году зашел разговор о тестах для четвероклассников, которые еще только предстоит разработать, а также о тестах, которые будут составлены по учебникам нового поколения, специалисты гарантировали, что проблем с ЕНТ больше не будет. Единое национальное тестирование прижилось…