Горячее желание все сделать, как в Бразилии, то есть получить из растительного сырья дешевое топливо, казалось, поостыло еще в морозном декабре. Тогда на “круглый стол” созвали именитых ученых, изучили тенденции мирового рынка и выяснили: как в солнечной Бразилии – не получится. А главное – есть реальная угроза удорожания хлеба, поскольку производство биотоплива “оттянет” на себя часть продовольственного зерна. Ведь по законопроекту изготовление того же биоэтанола возможно и из пшеницы третьего класса, и из фуражного зерна. Эта позиция вызвала возмущение многих мажилисменов.
– Для нефтедобывающей страны ставить вопрос о переработке пищевых продуктов на биоэтанол равносильно тому, что обладающей избыточными ресурсами стране искать альтернативу воде, – считает депутат Виктор КИЯНСКИЙ.
Ученый-агроном, депутат Ермуханбет ОМАРОВ уточнил, что упомянутая “в том числе” пшеница третьего класса составляет примерно 70 процентов выращиваемого в Казахстане зерна и разрешение ее использования для переработки на биоэтанол неминуемо скажется на ценах.
Однако голос разработчика законопроекта, Минсельхоза, оказался сильнее, и этот пункт был оставлен. Под тем предлогом, что, мол, все это может решить “уполномоченный орган”, то есть Минсельхоз, через квотирование и регулирование.
Усмотрели депутаты и еще один “подводный камень” в обсуждаемом документе и усомнились: “Не поддерживаем ли мы этой нормой спиртовые заводы?”. Есть здесь для них удобная лазейка – “через определенные процедуры”.
Однако на голосовании возражения никак не отразились. Законопроект в первом чтении был одобрен большинством голосов, в том числе вместе со спорными нормами.
Призрак опасной технократии в образе киношной планеты Кин-дза-дза, где на топливо извели всю воду, повитал над залом заседаний да и растворился в кулуарах.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана