В такую карьеру сложно поверить – еще сложнее ее повторить. Эдди Меркс своими фантастическими победами на самых престижных гонках установил массу непобитых по сей день рекордов. За свое “кровожадное поглощение” соперников он получил прозвище – Ганнибал. В этом году одному из самых титулованных гонщиков в истории профессионального велоспорта исполнилось 65 лет. Эдди Меркс пять (!) раз выигрывал главную гонку велосипедистов – “Тур де Франс”, пять раз – “Джиро д’Италия”, один раз – испанскую “Вуэльту”. Также он трехкратный чемпион мира. Побеждал на самых престижных классических однодневках: “Милан – Сан-Ремо” выигрывал семь раз, “Париж – Рубе” – трижды… Одним словом, Эдди Меркс – это суперлегенда!
“Люблю хорошую погоду”
– У вас была феноменальная карьера. Но какой успех самый памятный?
– Для меня незабываемый момент в карьере, когда я в 1969 году выиграл “Тур де Франс” в первый раз. Но я не скучаю по этому, ни в коем случае.
– Кто-нибудь еще называет вас Ганнибалом?
– Да. Это прозвище не обижало меня ни тогда, когда я выступал, ни сейчас.
– У вас была своя велофабрика. Что с ней стало? Устали руководить?
– Я продал ее два года назад. Но все еще вовлечен в развитие новинок фабрики. Просто я более не ее владелец. Сейчас занят общественными делами, езжу на велошоу и выставки для продвижения велосипедов марки “Эдди Меркс”.
– Вы еще садитесь за руль велосипеда?
– Стараюсь кататься 2–3 раза в неделю. Особенно если погода хорошая. Люблю хорошую погоду.
– Вам нужны попутчики при этом?
– Да, я катаюсь с моими бывшими одноклубниками. Мы до сих пор общаемся. Например, недавно были на Гран-при Эдди Меркса. Нас там было десять, мы с удовольствием покатались.
“Могу делать все”
– Примерно семь лет назад вы совершили поездку в Гималаи, чтобы там покататься. Что-то подобное после этого делали?
– Этим летом я был одну неделю в горах в Хорватии. Нас было три друга. Мы взбирались на велосипедах в горы – не так, конечно, как в Гималаях, там было слишком сложно…
– Не знаю, как сейчас, а раньше говорили, что у вас дома 35 велосипедов!
– Столько и было! Теперь же – лишь несколько, очень раритетных. Плюс байки, которыми я регулярно пользуюсь, – 3–4 штуки.
– Ваш сын Аксель также был гонщиком. Стал, например, бронзовым призером Олимпиады-2004. Не жалко, что он рано закончил карьеру?
– За его плечами 14 лет выступлений в профессиональном велоспорте. Ему очень захотелось проводить больше времени с семьей, со своими ребятишками. Сегодня он менеджер молодой команды “Радиошак”, то есть до сих пор в велоспорте.
– А дочь Сабрина как-нибудь связана с велоспортом?
– О нет! Она счастлива, воспитывает трех дочерей – им 6, 13 и 16 лет. Они все занимаются спортом.
– Вам в этом году исполнилось 65 лет, какие-то итоги подводили?
– Для меня возраст не имеет значения. Главное – быть здоровым. Мне 65, но я могу делать все, что захочу. Это для меня намного важнее!
“Хочу возиться с внуками!”
– Вас еще беспокоит травмированная в годы карьеры спина?
– Да. Но я счастливчик, потому что, когда на той гонке перед нами на треке упали участники, человек, ехавший на мопеде, погиб при падении… Да, я упал тоже и страдаю от травмы спины, но я жив.
– Если бы не это падение, ваша карьера могла бы продлиться дольше?
– Думаю, могла.
– Как часто вы ездите на гонки в качестве зрителя?
– Я предпочитаю следовать за гонками с помощью ТВ. Чтобы не привлекать к себе слишком много внимания (смеется).
– Чем отличается нынешний велоспорт от того времени, когда вы выступали?
– Различие только в велосипедах: есть изменения в педалях, тормозных устройствах. Но, например, Турмале (горная вершина во Франции. – Прим. авт.), что в прошлом, что сейчас, остается таким же очень сложным подъемом.
– Чем бы еще вам хотелось заняться?
– Оставаться как можно дольше в хорошей форме, быть здоровым и, конечно, возиться с моими внуками!
Марина ХЕГАЙ, Алматы Фото Тахира САСЫКОВА