Притяжение вкладчиков - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Притяжение вкладчиков

Притяжение вкладчиков

Вкладчики пенсионных фондов проявляют все возрастающий интерес к своим накоплениям.

  • 26 Декабря 2007
  • 1785
Фото - Caravan.kz

Специалисты накопительных фондов, наблюдающие новую тенденцию, утверждают, что благодаря этому повышается накал конкурентной борьбы: только успешные и конкурентоспособные фонды могут притягивать вкладчиков.
Однако большинство тех вкладчиков, которые интересуются состоянием пенсионных счетов, «читать» финансовую отчетность фондов не умеет. Они, мигрируя из фонда в фонд, чаще интуитивно делают свой выбор, либо руководствуясь отзывами своих знакомых или друзей, либо попавшись на рекламный крючок. Редко кто из них берет в руки калькулятор и анализирует доступную финансовую информацию, чтобы принять взвешенное решение относительно того, остаться в старом фонде или выбрать другой.
Сделав «правильный» выбор, вкладчик может получить неплохой инвестиционный доход, качественное обслуживание и уверенность в том, что его доверием не пренебрегают, а, наоборот, всякий раз пытаются оправдать.
Поэтому очень важно определиться в вопросе, какие параметры необходимо оценивать, чтобы не ошибиться в своих предпочтениях.
«Основные параметры конкурентоспособности — место НПФ на рынке. Это измеритель по объемам накоплений, количеству вкладчиков. У кого эти показатели выше на рынке, тот, соответственно, имеет большую конкурентоспособность, — считает начальник управления маркетинга НПФ Народного Банка Казахстана Арман Джакамбаев. — Основная идея конкурентоспособности НПФ — удовлетворенность потребителя и его лояльность. Насколько вкладчик удовлетворен, настолько фонд и конкурентоспособен. Опосредованно о конкурентоспособности можно судить и по наличию широкой дистрибутивной сети, грамотного персонала, современных средств связи и программного обеспечения, перечню предоставляемых услуг».
Директор департамента развития бизнеса НПФ «Капитал» Оксана Сизова делает акцент еще на двух немаловажных аспектах. Первое, на что должны обращать внимание вкладчики — самостоятельно ли управляет фонд пенсионными активами или обращается за такой услугой к специальным организациям.
Второй показатель — это коэффициент номинального дохода: если он превышает уровень инфляции, значит, НПФ обеспечивает реальный доход своим вкладчикам.
Итак, перейдем к анализу. В последнее время большинство НПФ старается повысить свою значимость для вкладчиков путем расширения перечня продуктов и улучшения качества услуг. В этом преуспевают в первую очередь фонды, аффилированные с банковскими структурами: они предлагают своим вкладчикам беззалоговые экспресс-кредиты, скидки при получении кредита в материнском банке, открывают новые возможности по удаленному обслуживанию без абонентской платы, предоставляют скидки в компаниях-партнерах финансовой группы и т.д. Эти факторы косвенно повышают конкурентоспособность фонда, потому что удерживают существующих клиентов и приводят в него новых, ориентированных на получение услуг от финансовой группы.
Но вопрос, каким же образом необходимо выбирать фонд, остается.
Один из главных показателей, на который всегда должен ориентироваться вкладчик — эффективность инвестирования пенсионных активов. Если посмотреть данные финансовой отчетности НПФ на 1 ноября 2007 года, то мы увидим, что лишь несколько фондов в разрезе 12, 36 и 60 месяцев принесли своим вкладчикам реальный доход — то есть, заработали больше, чем составила инфляция за соответствующий период.
Это значит, что инвестиционный портфель данных фондов сбалансирован и имеет приемлемый уровень рисков. Вкладчикам, склонным к спонтанным решениям и перебрасывающим свои накопления в новый фонд, показавший наилучший коэффициент номинального дохода (к2), необходимо понимать, что данная процентная ставка сложилась за прошедший период и не факт, что НПФ точно также блестяще сработает в будущем периоде. Ситуация может развернуться в любую сторону — повышения или понижения.
Необходимо также принимать во внимание такой показатель, как инвестиционный доход. У фондов, имеющих наибольший объем пенсионных активов, как правило, инвестиционный доход выше. Но здесь главное — стабильность. Фонд должен демонстрировать стабильные значения инвестдохода. Это может означать, что у фонда есть взвешенная стратегия инвестирования: только малорисковые инструменты могут давать устойчивую доходность.
При выборе фонда можно также оценивать, насколько фонд является крупным. Вкладчики должны помнить одну простую истину: чем крупнее фонд, тем большие возможности открываются для него в плане инвестирования пенсионных активов и тем динамичнее он развивается как финансовый институт.
Что касается экономии средств, то, конечно, все больше фондов стремится самостоятельно управлять пенсионными активами. Дело в том, что тогда фонду не придется выплачивать комиссии сторонней организации и таким образом получать значительную экономию средств, которые могут быть направлены на его развитие. Так, если изначально только ГНПФ имел подобное право, то теперь пенсионными активами самостоятельно управляют еще и НПФ Народного Банка Казахстана, БТА Казахстан, Капитал, Казахмыс и Отан .
Понятно, что сегодня все усилия фондов направлены на то, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше вкладчиков. Однако явных фаворитов среди них нет.
За 10 месяцев 2007 года в накопительную пенсионную систему пришло 581 814 новых вкладчиков, которые не сделали предпочтений нескольким фондам, а перераспределились на рынке. Лидером по их привлечению стал НПФ Народного Банка Казахстана.
Однако наибольшее количество вкладчиков в 2007 году пришло в НПФ им. Д.А. Кунаева, поскольку он стал принимающим фондом для вкладчиков ликвидированного ВалютТранзит фонда. Но для того, чтобы удержать новых клиентов, фондам предстоит приложить немало усилий и доказать, что они могут обеспечить хорошее качество обслуживания и финансовые результаты.
Конкурентное поле, безусловно, очень сильно зависит от игроков рынка. Инертные всегда проигрывают по сравнению с инициативными, креативными, агрессивными. Как видим, конкурентная борьба существует, но в ней пока нет победителей и проигравших.
Вот когда одни фонды, находящиеся под прессингом других, станут объединяться или продаваться, тогда можно будет говорить о настоящей конкуренции.

Фото с сайта http://www.omskinform.ru