К чему такая спешка?
Что заставляет власти города срочно выносить постановления о сносе паркингов и возведении на их месте жилых домов под предлогом выполнения программ строительства социального жилья и в ущерб городской инфраструктуре? Может, поводом стал обсуждающийся в эти дни в Парламенте запрет на выдачу 10 бесплатных соток в крупных городах страны или это последние клочки земли, еще не отданные в частные руки?
Между тем автомобильные заторы и загазованность воздуха, связанные с транспортными проблемами в Алматы, доходят уже до предела. И если за уничтожением автостоянок последует еще и запрет паркования автомобилей на обочинах крупных транспортных магистралей, то к своим квартирам люди скоро могут вообще не подобраться. И жизнедеятельность в таком городе будет парализована.
Вопросы – без ответа
О сносе стоянки № 17 севернее проспекта Аль-Фараби и западнее речки Улькен Алматы (быв. Большая Алматинка. – Прим. авт.) уже не раз говорили и писали СМИ. Но проблема так и остается нерешенной.
– Наша автостоянка была построена в 1985 году на месте бывшего лога и свалки мусора, – рассказывает старожил микрорайона “Орбита” пенсионер Анатолий КУДРИН. – Мы сами заровняли место, сделали насыпь, поставили навесы и круглосуточную охрану. Разрешение на это выдал горисполком, поскольку ничего капитального так близко к речке строить нельзя. Это водоохранная зона. Простояла эта стоянка 27 лет. А вот теперь ТОО “Тамерлан” наметило здесь высотный дом возводить. Но разве можно на мусоре, на насыпном грунте рядом с речкой такое строить?
Если сейчас еще 400 машин, паркующихся на стоянке, на улицу выкинут, то куда их ставить? И так здесь автомобилями все дворы забиты, – переживает пенсионер. – А директор “Тамерлана” отвечает: “Куда хотите, туда и ставьте”. Когда построят, то, мол, дадут нам машины на их стоянке ставить. Но дом, говорят, на 120 квартир, будут свои автомобили. Как они еще 400 наших пристроят?
Интересно, что площадь стоянки № 17, предложенной акиматом для сноса, – это 71 сотка, а площадь планируемой на этом месте застройки 59 соток. Неужели застройщики хотят разместить 200 автомобилей на оставшихся 12 сотках земли, да еще и компенсировать людям места со снесенной стоянки? На этот вопрос представитель ТОО корреспонденту “Каравана” отвечать отказался.
Причем новые арендаторы, которым акимат предписал занимать земли автостоянки, уже выставили на воротах свою охрану и пообещали на днях не пропускать на нее автомобили.
Со стоянки – кыш!
Если автовладельцы стоянки № 17 пока ждут выселения, то ниже по течению речки Улькен Алматы, на пересечении с проспектом Абая, автостоянку на 220 мест уже разобрали.
– У меня это было постоянное место парковки, – возмущена обстоятельствами жительница одного из микрорайонов Алия САГИНАЛИЕВА. – В 2006 году купила здесь место, шесть лет парковалась, исправно платила. Всегда знала, что, если еду в командировку, могу здесь оставить машину на неделю-две и быть спокойной за ее сохранность.
– Судебный исполнитель обязал нас в течение трех дней убрать все автомобили, – рассказывает житель 8-го микрорайона Григорий. – 24 года действовала эта автостоянка – с 1987 года. И вот в одночасье взяли и разрушили все на основании того, что акимат решил договор аренды на нее больше не продлевать. До этого нас в 2006 году выгнали со стоянки за речкой. Сейчас на том месте свалка, крысы бегают. И вот выгнали и с другой стоянки. Теперь я ставлю автомобиль возле дома. Хотя это опасно: то колеса снимут, то заденут, помнут – и уехали. Виновных не найдешь. У кого во дворах машины не помещаются, оставляют на проезжей части. Так людей делают невольными нарушителями.
Машины вскрывают средь бела дня
– Самый интересный вопрос: зачем снесли стоянку, если на этом месте строить ничего нельзя? – добавляет автовладелец Алия Сагиналиева. – Здесь водоохранная зона, над ней линия электропередачи, рядом теплотрасса! Мы разослали письма в районный и городской акиматы, в управление земельных отношений, депутату от Ауэзовского района, в партию “Нур Отан”, в прокуратуру. Когда у чиновников спрашиваем, куда нам машины ставить – во дворы, на площадки, где дети и старики гуляют? Они отвечают: нужно было заранее об этом позаботиться. Так мы и позаботились – места купили, аренду платили! Теперь нас заставляют их покинуть. Я вот свою машину оставила недавно на улице, так ее средь бела дня вскрыли, магнитофон украли. А что будет, если каждую ночь оставлять? Такая криминогенная обстановка создается в городе!
Вот и мы спрашиваем: если семь лет назад в Алматы принимали программу строительства 150 многоярусных автопаркингов, то почему, не выполнив ее даже на сотую долю процента, чиновники уничтожают немногочисленные старые стоянки? И тем усугубляют проблему как раз накануне введения запрета паркования автомобилей на главных магистралях города.
И еще наблюдение: если обычным гражданам в оформлении документов на землю акимат либо отказывает, либо оформляет годами, то для коммерческих структур все решается как по мановению волшебной палочки.