И Правилами дорожного движения это, к сожалению, не возбраняется. Только пункт 22.8 гласит: “Запрещается перевозить детей до 12 лет: на заднем сиденье мотоцикла и на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства”. А еще, что парадоксально, в правилах оговаривается, что ребенок младше 12 лет может не пристегиваться ремнем безопасности!
Цена детской жизни
Кто хоть раз ездил в машине с маленьким пассажиром, знает, как ведут себя эти непоседы. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сиденье сидит кто-то из взрослых, а в худшем – ребенок предоставлен в дороге самому себе: он или висит между передними креслами, разговаривая с родителями, или стоит на коленях на заднем диване и смотрит в заднее стекло.
И, похоже, мало кто из взрослых задумывается о том, что наши дороги отнюдь нельзя назвать безопасными. Не допускает даже мысли о том, что из-за следующего поворота на встречную полосу может внезапно вылететь пьяный водитель. Взрослые, особенно пристегнутые ремнями безопасности, при этом имеют больше шансов остаться в живых, а ничем не закрепленный ребенок при таком столкновении маленьким снарядом улетит в лобовое стекло!
В странах Западной Европы еще в 1983 году на законодательном уровне было принято обязательное использование детских кресел для детей ростом до 150 см. В России с 1 января 2007 года детей младше 12 лет возить в машине дозволяется только в специальном кресле. Всякий, кто просто посадит ребенка на сиденье и не пристегнет ремнем безопасности, считается нарушителем.
У нас же безопасность детей пока зависит от родителей. Самым главным аргументом против детских автомобильных сидений является их стоимость. Мол, не все могут позволить себе купить такое кресло.
Крепление – основа безопасности
Какое кресло наиболее безопасно? Как выяснилось, одно из главных отличий разных автокресел – способы установки и крепления. Существует несколько систем. Первая: кресло фиксируется на сиденье машины штатным ремнем безопасности, пропускаемым через кронштейны или проемы на корпусе, а ребенок в нем пристегивается отдельными внутренними ремнями.
В креслах для детей постарше может использоваться и другой вариант: сиденье просто ставится в машине сверху штатного, и ребенок пристегивается имеющимся ремнем безопасности, пропущенным через специальный кронштейн на корпусе кресла. Но этот вариант подходит только для детей от 9–10 лет.
Что касается детских сидений, закрепляемых штатным ремнем безопасности, то по возможности надо избегать моделей с каркасом из металлических труб. Ребенок в таких автокреслах располагается выше и ближе к переднему сиденью – риск получить травмы при аварии заметно выше. К тому же такие конструкции тяжелее кресел с пластиковым основанием.
Развитые боковины и высокий подголовник обязательны: они уберегут малыша в случае наезда сзади и при боковом ударе. Внутренние ремешки должны быть шириной не менее 25 мм и иметь широкие накладки на плечевых лямках. Замок ремней должен быть как можно меньших размеров, а также иметь мягкую прокладку, чтобы малыш не смог об нее пораниться.
Но самыми надежными и эффективными с точки зрения безопасности на сегодняшний день все специалисты признают автокресла с креплением стандарта Isofix.
Детские кресла с этой системой отличаются двумя компактными замками, расположенными на задней части салазок. Своими стальными язычками замки захватывают шестимиллиметровый пруток, спрятанный за заглушками в основании спинки сиденья. Чтобы установить креслице, надо лишь снять заглушки, защелкнуть сиденье за пруток и сдвинуть его до упора назад по салазкам. Снимать сиденье и того проще: надо лишь разблокировать замки.
Но есть у системы Isofix и недостатки. При жестком ударе на пруток приходятся огромные нагрузки, а его прочность небеспредельна. Поэтому производители сидений Isofix ограничивают вес ребенка – 18 кг. Кресел для детей от 5 до 12 лет с таким креплением попросту не существует.
Азия или Европа?
При выборе кресла эксперты категорически не советуют рассматривать “бюджетные” варианты. Китайские и тайваньские кресла, говорят продавцы, дешевы, однако предназначенную им функцию – защитить ребенка от травм при аварии – выполнить не всегда смогут. Специалисты рекомендуют выбирать среди “немцев”, “французов” и “итальянцев”. Тамошние производители к изготовлению кресел относятся серьезно. Конструируют и выбирают материалы, сообразуясь с анализом произошедших ДТП и краш-тестами.
В Алматы автокресла европейских производителей стоят немалых денег, цена колеблется от 80 тысяч тенге до 150 тысяч. Более экономичный вариант – покупка автокресла в специализированных детских магазинах. Среди колясок и манежей можно найти неплохие варианты кресел практически на все возрастные группы как европейских, так и азиатских производителей. Кресло с обычным креплением через ремень безопасности на 4–5-летнего карапуза стоит около 50 тысяч тенге, а вот автокресло с креплением Isofix – от 70 тысяч тенге.
Но и эти цены по карману далеко не всем казахстанцам. Поэтому мы отправились на рынки. Здесь среди китайских игрушек, манежей и велосипедов можно найти автокресла. Все они имеют стандартное крепление через ремень безопасности, рассчитаны только на определенную весовую категорию и, понятно, станут малы буквально через несколько месяцев – дети растут быстро. Стоит такое кресло 35–40 тысяч тенге.
Каждому возрасту – своя модель
Кстати, вес ребенка – это третий параметр, на который нужно обратить внимание при выборе автокресла. Дело в том, что каждому возрасту и весу предназначена своя категория кресел. Младенцам – люльки, то есть пластиковый корпус на силовом каркасе, обшитый тканью и с мягкой набивкой внутри. Автолюльки могут закрепляться на заднем сиденье автомобиля при помощи специальных крепежных ремней. Ребенок же фиксируется широким и мягким ремнем, а вокруг головы малыша размещается дополнительная защита.
Малышам до четырех лет и весом до 18 килограммов полагается переходная конструкция от люльки к настоящему креслу. Автокресла-переноски для малышей постарше устанавливаются лицом против хода движения на переднем или заднем сиденье – при такой ориентации малыш легче переносит фронтальный удар автомобиля. Автокресла этой группы имеют схожую конструкцию, представляющую собой пластиковую “мыльницу” на силовом каркасе, и, как правило, имеют несколько положений наклона для бодрствования и сна. Устанавливаются в большинстве по ходу движения на заднем сиденье.
Следующий размер подходит детям до семи лет и весом до 25 килограммов. Для тех, кто старше и тяжелее, – самые большие кресла, которые предусматривают по мере роста ребенка переход от использования внутренних ремней кресла к внешним, автомобильным. В дальнейшем с ростом ребенка спинку такого автокресла можно снять, оставив только сиденье. Устанавливаются они только по ходу движения на заднем сиденье.
Покупать сиденье ребенку от четырех лет эксперты советуют в присутствии будущего пользователя. Чтобы посидел в разных креслах и сам выбрал, какое удобнее. А еще лучше – установить сиденье в машине, усадить и пристегнуть в нем ребенка. Сразу все станет понятно.
Справка:
Первый прототип детского сиденья представил в 1963 году швед Бертиль Альдман. Он предлагал устанавливать его на переднем сиденье спинкой вперед – так ребенок лучше перенесет перегрузки при лобовом ударе. На доводку этой и других идей до приемлемых норм по безопасности западным специалистам потребовалось почти 20 лет. Только 17 ноября 1982 года было принято правило ECE R 44/01, определяющее требования к детским креслам и методы их испытаний.
Советы по пользованию детскими автокреслами:
1. Ставьте креслице только справа сзади – по статистике, это наименее уязвимая зона автомобиля при различных столкновениях.
2. Переднее сиденье отодвигайте до упора вперед, а его спинку ставьте вертикально. Так снижается риск удара малыша о спинку переднего сиденья в случае лобового столкновения.
3. На маркировке автокресла должен быть значок ECE R44/03, свидетельствующий о его соответствии последнему европейскому стандарту безопасности. Наличие этого знака означает, что автокресло успешно прошло полный цикл европейских испытаний.
Детские автомобильные кресла подбираются в зависимости от веса ребенка:
0 (нулевая группа) – вес ребенка до 10 кг.
0+ (нулевая плюс группа) – вес ребенка до 13 кг.
1 (первая группа) – вес ребенка от 9 до 18 кг.
2 (вторая группа) – вес ребенка от 15 до 25 кг.
3 (третья группа) – вес ребенка от 22 до 36 кг.
Анна ПАВЛОВА