И добавил, что мировому сообществу необходимо затратить минимум 1,8 триллиона долларов в 2020–2030-е годы, чтобы предотвратить климатическую катастрофу. Иначе…
Мир ученых раскололся лет 25–30 назад. Одни предрекали природный апокалипсис. Мол, глобальное потепление – это результат безумно-бездумной деятельности человечества во главе с транснациональными компаниями, которые в погоне за прибылью разрушают экологию. Другие – что климат планеты переживал и ледниковые периоды, и потепления. День сменяет ночь, после зимы наступает весна – всё в порядке вещей. Отставить панику!
Керосину в этот раскаленный спор плеснула 16-летняя шведка Грета Тунберг. В конце сентября на Генеральной ассамблее ООН обвинила глав государств мира в том, что те “украли ее детство”. Поскольку уже два года по пятницам она вместо уроков выходит на акции протеста – в защиту природы.
Кстати
30 октября Тунберг, страдающая синдромом Аспергера (неадекватность поведения), отказалась от премии Северного совета в сфере защиты экологии.
Известные климатологи – голландец Гус Берхоут, американец Ричард Линдзен, канадец Рейналд дю Бергер, швед Ингмар Нордин, немец Фриц Варенхольт и другие – призвали мировое сообщество не поддаваться на провокации “климатических аферистов” (привет, Грета!) и попросили предоставить им слово на трибуне ООН. Потому что обещание глобальной природной катастрофы – выдумка.
Но им так и не дали выступить! Потому что прогнозы от радикалов-любителей сильно отличались от расчетов профессионалов. Нобелевский лауреат Кэри Муллис убежден, что человечество до сих пор не может постичь все детали механизма климатических изменений. “Существует ли вообще климатический кризис? Эта долгоиграющая история давно превратилась в политический миф”. А его коллега Айвар Джайевер высказался еще проще: “Природа для человека – как холодильник для собаки. Она знает, что внутри есть еда, но не знает, как работает холодильник”.
С правка “КАРАВАНА”
Расчеты экспертов ПРООН показали, что в условиях ожидаемых перемен в климате урожайность яровой пшеницы к 2030-м годам в среднем по областям составит 63–91 процент от их современного уровня (в зависимости от региона).
При сохранении нынешнего уровня культуры земледелия до 2050 года показатели урожайности яровой пшеницы понизятся на 13–49 процент. Наибольшие изменения прогнозируют в основных зерносеющих областях – СКО, Акмолинской и Костанайской.
Кто раскаляет планетарный мангал
Уже 10 лет метеорологи Казахстана каждый год отмечают повышение среднегодовой температуры на 0,34 градуса. “На западе и на юге есть тенденция к увеличению температуры выше 35 градусов на 4–8 дней”. И уменьшение морозных дней. Но то, что с каждым годом лето становится все жарче, – факт.
– 44 процента наших ледников уже растаяли! – известный эколог Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ еле сдерживает себя от ненормативной лексики. – Лет десять назад поднимался на Хан-Тенгри. Там ледники уже были перегретыми – с пещерами глубиной 15–20 метров, из которых вода хлестала со страшной силой. И это всего на полградуса температура поднялась на Земле! Атмосфера – как мангал. Испарения от ледников сталкиваются с горячим воздухом от пустынь – и вот вам ураганы, которые наносят ущерб экономике страны. Тут все взаимосвязано.
– А наводнения? Их тоже больше стало.
– Мосты, дороги смывают, целые поселки. Ущерб бюджету колоссальный! Что, на Левом берегу это не видят? Глобальное потепление через несколько лет уничтожит некоторые островные государства в Тихом океане. Я не исключаю, что беженцы оттуда и к нам хлынуть могут. У нас идет сильнейшее опустынивание земель – четыре процента в год. Плюс гибнут леса, включая саксаульники. Если средняя температура повысится еще на полтора градуса – это точка невозврата. Нарушится пищевая цепочка в растительном и животном мире. А человек – последнее в ней звено. И это самая страшная объективность. Я не пугаю…
Считается, что в катастрофических изменениях виноваты прежде всего энергетические станции, работающие на угле, промпредприятия и скотопромышленники. Парниковые газы накрыли планету куполом, который грозит стать склепом для будущих поколений. Спорить с этим трудно. Какая-то взаимо-связь тут есть.
Люди приручили скот, жестко его доили и ели. Потому что нашему организму нужен белок. Отказаться от мяса, как вегетарианка Грета Тунберг, только потому что скотина выделяет метан? Ну так человек слаб…
Отказаться от автомобилей, самолетов, компьютеров и других полезных гаджетов цивилизации только потому, что их производство дает “углеродный след”?
Семиречье? Это может остаться красивым историческим топонимом для наших потомков
Расчеты экспертов ПРООН и оценки комитета по водным ресурсам показывают, что в 2020 году в республике “ожидается снижение ресурсов поверхностных вод со 100 до 70 кубических километров в год. Снижение трансграничного стока рек прогнозируется с
44 до 18,5 кубокилометра в год… Из-за интенсивного таяния ледников местные стоки вод уменьшатся на 10–20 процентов уже к 2025–2030 годам. К 2050 году под воздействием изменений климата ожидается сокращение стока рек: Жайык – на 2,2 кубокилометра; Ертис – на 1,4 кубокилометра; Есиль – на 1,1 кубокилометра; Тобол – на 0,1 кубокилометра”.
По оценке зарубежных экспертов, в Казахстане нарастает риск дефицита воды. К 2050 году страна вообще может оказаться в списке государств катастрофического водного стресса. В середине прошлого века в Алматинской области насчитывали более 300 речек. Семь из них были главными: Или, Чу, Аксу, Каратал, Лепсы, Тентек и Коксу. Часть их обмелела. Какие-то мелкие речушки вообще исчезли. Похоже, безвозвратно. Что останется от Семиречья через 30–50 лет? Только красивое историческое название? Останется Трехречье? Одноречье?
– Не хочу накаркать, – сказал мне бывший работник комитета по водным ресурсам, – но минсельхоз почему-то не рассматривает реальные климатические угрозы. В каких-то областях у нас будут гарантированные провалы, прежде всего по кормовым культурам, которые выращивают на богаре. Еще хуже ситуация с пастбищами. Тут надо смотреть по регионам. Там, где воды не хватит (а ее уже во многих областях не хватает), капец вообще. Особенно на севере, юге и западе.
– Но последние зимы были снежные.
– Снежные – да. Но в наших основных зерносеющих областях они были очень морозными. Озимые в такой почве плохо себя ведут.
– Климат наш резко континентальный виноват?
– Да к нему вчера надо было приспосабливаться! Вот в этом году зерновых собрали меньше, чем в последние годы. Еще один звоночек?
Холодно – горячо. Игра на деньги?
Самые радикальные фанаты Греты Тунберг призывают чуть ли не послезавтра закрыть все вредные производства, включая добычу полезных ископаемых, и переключиться на “зеленую” промышленность. В частности, перейти на возобновляемые источники энергии – ветряки, станции, способные аккумулировать и раздавать энергию солнца, приливов и так далее. Но их же невозможно собрать в сарае из подручных средств на левой коленке! При любом раскладе без ископаемого топлива и выбросов в атмосферу никак не обойтись. Где логика?
Похоже, у экотеррористов на почве вегетарианства совсем башню снесло. Один такой сумасшедший пару недель назад заявил, что Грета должна объединиться с профсоюзами, чтобы одновременно воевать и за спасение климата, и за закрытие заводов, и за права рабочих. Санитары психбольницы, подозреваю, уже радостно потирают кулаки: наш клиент! Если Тунберг прогуливала уроки на своих акциях протеста, но ее кормили родители, то взрослые работяги, вдруг пожелавшие ставшие безработными, начнут митинговать – им кто за это платить станет?
В этом климатическом детективе еще две фишки. Первая: в “доклады” Греты вкладывают свои деньги два солидных американских дяди – знаменитый провокатор и спекулянт Джордж Сорос. Ну и крупнейший в мире инвестор в производство солнечных батарей Майкл Блумберг. Одному нужны великие потрясения, другому – большие прибыли. А в мутной воде рыбка легче ловится?
США последние несколько десятков лет выводили свои промышленные предприятия в страны третьего мира. Зато оставляли у себя самые маржинальные бизнесы: биржевые услуги, юридическое сопровождение, рекламу, дизайн, программирование и т. д. А теперь пытаются наказать производителей, которым сами же и сбагрили не совсем полезное производство?
Вторая фишка. В мире много государств, где для добычи электроэнергии ни ветра, ни солнца, ни приливов не хватит. Им как быть? Самоубиться?..
Некоторые ученые утверждают, что для северных стран потепление даже выгодно: меньше придется тратить на отопление, заколосятся нивы, закучерявятся плантации бананов с ананасами. С другой стороны, придется раскошелиться на кондиционеры. Горнолыжные курорты в Альпах уже несколько лет несут убытки из-за бесснежных зим. А в Северной Африке снег – уже не диковинка…
Дымовые шлейфы из России пометили сажей льды Арктики – снега там стали хуже отражать солнечный свет и быстрее таять. Выбросы крупных промышленных предприятий Казахстана уже три десятка лет фиксируют в странах Юго-Восточной Азии. Например, в Японии. С этим не поспоришь.
Самые масштабные климатические катастрофы 2019 года и реакция ООН
Этим летом в джунглях Амазонки и сибирской тайге в сумме выгорело несколько десятков миллионов гектаров “легких планеты”. Этим же летом ледники Гренландии похудели на 11 миллиардов тонн – а с начала 80-х годов более чем 40 миллиардов. Этой осенью от Антарктики откололся айсберг весом в 315 миллиардов тонн. Поверхностная площадь – 1,6 тысячи квадратных километров. Это в три раза больше Караганды! И год еще не закончился…
На днях США официально заявили, что выходят из Парижского соглашения по снижению выбросов СО2…
Я не очень понимаю, зачем ООН позволяет истерить со своей трибуны школьнице, прогуливающей уроки, но не дает высказаться профессионалам?
Может, это новая болезнь-катастрофа ООН – школьный климактеризм?
АЛМАТЫ