Как разрушается организм
У болезни – 4 стадии. Первая – бессимптомная – 5–8 лет. Вторая – легкие кожные проявления. А далее – по нарастающей. Вирус постепенно выбирает в организме человека CD-4-клетки, отвечающие за его иммунитет, встраивается в них и ежесуточно разрушает. В здоровом организме количество таких клеток – 570–1400 в одном миллилитре крови. Когда доходит до 200 CD-4-клеток в одном миллилитре крови – начинается стадия СПИД. Тогда проявляются все инфекции, которые присутствуют в организме: туберкулез, цитомегаловирус, герпетические инфекции, грибковые, кандидозы и прочее. И это уже не вылечить.
Но известно, что при подавлении вируса иммунодефицита препаратами можно жить и держать болезнь под контролем. В Казахстане такое лечение проводят с 2004 года.
“Люди погибают потому, что профилактику, то есть подавление вируса, начинают несвоевременно, – рассказывает завотделением Центра профилактики и борьбы со СПИДом города Алматы Гульжахан АХМЕТОВА. – Не стремятся протестироваться, считают, что это их не коснется, и упускают нужный для начала лечения момент. Тогда стоимость лечения может обойтись государству до 3 тыс. долларов в месяц. Да, в мире нет медикаментов, дающих полное избавление от вируса, но есть препараты, подавляющие ВИЧ, блокирующие его размножение. C нынешнего года барьер, когда пациента берут на лечение, определен в 350 CD-4-клеток в одном миллилитре крови. Государству это обходится недешево, но это лечение – бесплатное”.
По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на 1 февраля 2011 года зарегистрировано 15 908 ВИЧ-инфицированных. Из них за 20 лет умерло 2813 человек. В 65,9 процента случаев причиной заражения стали инъекции наркотиков, 26 процентов заразились половым путем.
“Где обещанная анонимность?”
Отчего же люди не спешат в кабинеты анонимного тестирования? Вот рассказ человека, побывавшего на такой процедуре: “Я отправился на анонимное тестирование, но в кассовом окне СПИД-центра меня огорошили: чтобы пройти тест бесплатно, нужно предъявить удостоверение личности и городскую прописку! И это обещанная “анонимность”? Когда зашел в кабинет, отстояв очередь, отвечал на вопросы, касающиеся интимных сторон жизни: сколько половых партнеров, когда и где имел? Употребляете, колетесь? Ваш домашний адрес и телефон? В тот момент мне казалось, что мои ответы слышит вся очередь. Думаю, любого нормального человека это вводит в ступор”.
К частнику идти комфортнее
По информации Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, у нас в стране 16 государственных лабораторий. Расположены они в областных центрах, а также в Астане и Алматы. Сколько частных лабораторий, продолжающих проводить обследование на ВИЧ, по сей день неизвестно. Лицензии на этот вид деятельности начиная с 1990-х годов выдавались местными акиматами. Статистику по ним не предоставили даже в Республиканском центре развития здравоохранения.
Между тем с сентября 2010 года частные лаборатории не имеют права осуществлять такие обследования. Тем не менее больные, готовящиеся к хирургическим операциям, за справками о наличии или отсутствии в их организме ВИЧ по-прежнему идут в частные лаборатории, где анализ в среднем стоит от 1100 до 1500 тенге.
Вот и получается, что, согласно закону, обследование на ВИЧ-инфекцию у нас бесплатное и анонимное, в то же время государство в лице лабораторий, проводящих тестирование граждан, вроде бы заинтересовано выявить как можно больше ВИЧ-инфицированных и добыть информацию об их местожительстве. С другой стороны, частные лаборатории охотно соблюдают принцип анонимности, но при этом производят анализы на ВИЧ-инфекцию за плату. Тогда нарушается другой пункт закона – “на бесплатной основе”.
Как победить вирус иммунодефицита?
– Но главное противоречие не в этом, – считает известный врач-инфекционист профессор Андрей ДМИТРОВСКИЙ. – Оно в другом. Нужна ли вообще анонимность? Потому что тогда мы нарушаем основной принцип эпидемиологии – выявление источников инфекции. А если их не выявить, то каким образом мы сможем прервать ее распространение? Это рекомендация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что нужно соблюдать права пациентов, обследовать их анонимно и только с их согласия. Но, когда мы говорим о соблюдении прав больных, не нужно забывать, что и у здоровых есть права на защиту своего здоровья. Если источник не выявлен, о какой ликвидации инфекции может идти речь?
– Каковы сейчас возможности медицины в лечении вируса иммунодефицита?
– Наиболее перспективный сейчас препарат – исентресс. Он значительно менее токсичен, и эффективность его превосходит другие препараты. Естественно, чем раньше начать лечение, тем быстрее можно облегчить состояние больного и результат будет лучше.
– Сколько, на ваш взгляд, реально ВИЧ-инфицированных в Казахстане?
– По крайней мере, раза в два больше, чем зарегистрировано. Представьте себе, выявили у человека ВИЧ. А они, как правило, в молодом возрасте, естественно, не живут изолированно, под колпаком. У них сексуальные контакты. Вот вам и цепочка. А в группах риска – особенно среди “работниц секса” и наркоманов – весьма беспорядочные контакты.
– В Казахстане на 2011 год выделено 764 миллиона тенге на профилактику и борьбу с ВИЧ. Из них 400,8 миллиона – на лечение. Из чего эта сумма получилась?
– Эта сумма, видимо, сложилась из расчета на лечение тех, кому решили назначить антиретровирусную терапию. Заметьте, что не всем назначили, – только тем, кто перешагнул порог 350 СД-4- клеток в организме. Потому что на всех денег не хватает.
Проведем несложный подсчет. На лечение ВИЧ-инфицированных в Казахстане на 2011 год выделено 400 800 000 тенге. Всего же зарегистрировано 15 908 инфицированных. Из них умерло 2813. Поэтому получается, что сейчас 13 085 инфицированных. Таким образом, на лечение каждого выявленного выходит в среднем 30 569 тенге в год. То есть около 208 долларов на человека. Можно ли на эти деньги предоставить больному должное лечение, если на самом деле требуется, как минимум, в десять раз больше? Все это – что мертвому припарка…
В Казахстане наибольшее число выявленных ВИЧ-инфицированных сейчас в Алматы – 3221. Около 40 процентов из них – приезжие.