Принятие болезненных, тяжелых решений неизбежно: эксперты высказались о дальнейшей судьбе «Самрук-Казына» - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Принятие болезненных, тяжелых решений неизбежно: эксперты высказались о дальнейшей судьбе «Самрук-Казына»

Принятие болезненных, тяжелых решений неизбежно: эксперты высказались о дальнейшей судьбе «Самрук-Казына»

Закрепление нацкомпаний за профильными министерствами, передача ликвидных активов в частный рынок и предложения раздать акции населению: что предлагают эксперты на фоне дискуссий вокруг «Самрук-Казына».

  • 27 Января 2022
  • 24130
Фото - Caravan.kz

Вопрос реформирования деятельности и структуры фонда «Самрук-Казына» в Казахстане назрел уже давно. Госхолдинг аккумулирует крупные стратегические активы государства, занимающие заметную долю в экономике, – почти 60% в ВВП страны. Во время своего недавнего выступления в мажилисе Президент РК Касым-Жомарт Токаев поставил вопрос в плоскости реформирования и даже возможной ликвидации громадной квазигосструктуры.

«Поручаю правительству совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам разработать предложения по основательной реформе квазигосударственного сектора. Если нет возможности реформировать фонд, тогда его не должно быть в нашей экономике», — сказал Токаев.

Позже пресс-секретарь Главы государства Берик Уали дал более подробное разъяснение позиции казахстанского лидера.

«Президент считает, что правительству следует в первую очередь заняться сокращением громоздкой управленческой надстройки. Требуется также изменить характер взаимоотношений между «Самрук-Казына» и правительством, чтобы увеличить направление доходов в пользу интересов государства и народа. Касым-Жомарт Токаев потребовал от правительства обеспечить формирование реальной конкурентной среды в ключевых сферах экономики и прозрачность закупок фонда и национальных компаний. По мнению Главы государства, необходимо снизить избыточное присутствие государства в экономике, активизировать с этой целью приватизацию активов фонда «Самрук-Казына». При этом важно добиться прозрачности приватизации, без чего невозможно структурное преобразование экономики», — написал пресс-секретарь.

Президент ожидает конкретных предложений и действий от правительства и государственной комиссии по вопросам приватизации, добавил в заключение Уали.

Так или иначе, обсуждения о дальнейшей судьбе фонда перешли в плоскость больших дискуссий среди общества и экспертной среды. В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы приводим разные мнения отечественных экспертов.

Директор центра прикладных исследований «Талап» и экономист Рахим Ошакбаев после заявлений Главы государства озвучил предложение раздать по одной акции «Самрук-Казына» населению.

«Сейчас все стратегические активы страны, доля участия в нефтяных, горнорудных проектах, крупнейшие инфраструктурные компании сосредоточены в «Самрук-Казына». Мы не можем их в какой-то степени приватизировать, в какой-то степени они носят стратегический характер. Поэтому идея очень проста – нужно акционерный капитал «Самрук-Казына» поделить на 19 млн казахстанцев. Сделать так, чтобы каждый казахстанец имел неотчуждаемое право на 1/19 млн акций. Условно говоря, из 19 млн акций у каждого казахстанца должна быть одна акция. Если рождается новый гражданин Казахстана, дополнительно делается допэмиссия. Это приведет к тому, что все стратегические активы, недра будут принадлежать напрямую гражданам Казахстана. Сейчас они вроде как государственные, но между ними столько прослоек, и все это теряется», — высказал Ошакбаев свою позицию youtube-каналу «Гиперборей».

При этом экономист отметил, что ценные бумаги должны приносить дивидендный доход казахстанцам, но реализацию ими акций стоит запретить.

Однако старший аналитик компании TeleTrade Артем Фурманов в комментарии корреспонденту портала сказал, что предложенный выше вариант вряд ли можно считать рабочим.

«Почему вдруг все стали обсуждать дальнейшую судьбу «Самрук-Казына» – очевидно. Во время беспорядков в начале года, которые могли привести к потере государственности Казахстана, Президент Токаев понял, что проблема социального неравенства в стране стоит очень остро, ее надо решать быстро. Вероятно, "раздать "Самрук-Казына" (которые звучат от различных экспертов — Ред.) – это будет не последнее подобного рода предложение. Не стоит удивляться, если кто-то снова предложит раздать ваучеры», — отметил господин Фурманов.

Кроме того, по мнению аналитика, вариант поделить акционерный капитал «Самрук-Казына» на 19 млн казахстанцев – это не рабочее решение проблемы.

«Финансовое положение компаний, входящих в фонд, не улучшит народное голосование или же выбранная всеобщем голосованием управляющая компания. Проблема фонда — в отсутствии четких целей и ответственности руководства за невыполненную работу. Когда будет установлен KPI и будут применяться жесткие санкции в случае недобросовестной работы, будет и движение в нужном направлении, в частности, увеличение дивидендных выплат и налоговых отчислений. Также необходимо снизить элемент коррупции в государственных компаниях», — добавил эксперт.

Господин Фурманов убежден, что по мере того, как ситуация после беспорядков продолжит стабилизироваться, подобного рода популистские заявления будут звучать все тише.

«В конечном итоге будут приняты и начнут внедряться более реалистичные решения, например, усиление ответственности чиновников за невыполненную работу или борьба с коррупцией и кумовством и другие. Однако, стоит отметить, что плоды от подобных реформ появятся не быстро», — подытожил аналитик.

Экономист Арман Байганов считает положительным решение о сокращении штата сотрудников «Самрук-Казына». И в этот раз, по его мнению, из фонда уберут «слабое звено», независимо от родственных и других связей. При этом специалист убежден, что, возможно, часть реформ нужно инициировать извне, считает спикер, поскольку сейчас реформу «Самрук-Казына» доверили тем, кто допустил там раздутый штат и непрозрачность.

«Может, от команды Токаева, Администрации Президента нужно инициировать реформы. Полностью им (руководству фонда — Прим. Авт.) нельзя оставлять. Но вроде так и сделали – ставят со стороны, чтобы какой-то баланс был старой и новой команды. (…) Саткалиев с населением решил общаться.», — поделился мнением Байганов с baigenews.kz.

При этом ликвидацию фонда эксперт не поддерживает.

«Мы взяли сингапурскую модель. У них это хорошо работает. Там работает компания наподобие «Самрука» годами, и все довольны – и Президент, и население. У нас внедрили, а он стал громоздкий, есть коррупция, непрозрачное распределение финансов. В итоге стал обузой. Конечно, критика есть. Нужно попробовать довести до ума», — сказал экономист.

По мнению экономиста, выводить на IPO (первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц) компании госфонда нужно только после того, как они станут прибыльными. Иначе интереса со стороны инвесторов не будет. Пока прибыльной нацкомпанией, по словам Байганова, является лишь «Казатомпром».

Финансовый аналитик Арман Бейсембаев в беседе с нашим корреспондентом выразил солидарность с мнением определенной части экспертного сообщества, что наиболее оптимальным финалом будет закрытие госхолдинга. Эксперт отметил, что это будет сложным и тяжелым решением, которое нанесет серьезный удар по казахстанской экономике, но в то же время проверит руководство страны на политическую волю.

«Мое мнение таково: нужно прекратить возиться с этим фондом, как с писаной торбой. Фонд только тянет деньги из бюджета, ничего толком при этом не делая. Пользы от него экономике было мало. Поэтому весьма резонен вопрос: а нужен ли он вообще? Не проще ли взять его и обанкротить?

Ликвидные активы отдать в частный рынок, частным владельцам, естественно, организовав конкурентный, честный и прозрачный аукцион. Отодвинуть от него всех, кто близок к «кормушке», чтобы на честном аукционе активы могли купить те, кто мог бы сделать с ними что-то полезное. В конце концов, такая практика постоянно применяется на Западе, видов аукционов на самом деле великое множество. Можно выбрать какой-нибудь, который исключает коррупционные риски. То, что ликвидно, что еще можно продать, сохранить и приумножить – отдать в частный рынок, пусть работают и разбирают. Что не ликвидно, не приносит пользы, тянет деньги, является глубоко убыточным и бесполезным – обанкротить и распустить. Пусть пытаются заработать в частном рынке на конкурентной основе и покажут, чего они стоят», — подчеркнул специалист.

Эксперт отметил, что подобное решение можно реализовать в ближайшие полгода и при этом навсегда закрыть дискуссии, что делать с «Самрук-Казына». По мнению господина Бейсембаева, это был бы наиболее оптимальный итог.

«Да, это болезненно. Определенный удар по экономике будет нанесен. Перестройка экономики никогда не обходится без кризиса. Это нужно понимать. Простых, легких решений у нас больше нет и не будет. Придется принимать сложные, тяжелые решения с определенными последствиями для общества и экономики, но делать это надо. Распускать этот фонд, отдавать его в частные руки», — добавил экономист.

Известный отечественный экономист Петр Своик, в свою очередь, считает необходимым закрепить нацкомпании (к сожалению, с их долгами) за профильными министерствами.  

«В 2008 году, когда фонд «Самрук-Казына» создавался, МИП была в районе 38 млрд долларов, уже тогда с минусом, конечно. К 2014-му, когда была утверждена первая программа трансформации фонда, МИП еще чуть просела – до минус 40 млрд. Зато в конце 2018-го, когда утверждалась ныне действующая программа трансформации в инвестиционный холдинг, МИП Казахстана опустилась до 62 млрд с минусом. Ныне это уже минус 80 миллиардов. Так не лучше ли срочно остановить столь широко шагающего национального инвестиционного поводыря?» — изложил экономист в своей статье в газете «Время».

При этом Своик подчеркнул, что не одна лишь казахстанская экономика давно и надежно погружается во внешнюю зависимость – государство все последние годы само лидирует в наборе долговых обязательств. Так, при общем долге Казахстана на 1 ноября ушедшего года в 166,5 млрд долларов на государственный сектор приходилось уже 40,3 млрд, в том числе на собственно госорганы – 15,9 млрд, на Национальный банк – 3,1 млрд, а на контролируемые государством организации – 21,3 млрд.

«Умножьте два десятка миллиардов долларов на те же 12-15 процентов годовых – получите объемы конвертируемых в доллары и выводимых из экономики Казахстана денег для обслуживания долгов, развешанных по «дочкам» и «внучкам» главного национального инвестиционного холдинга», — добавил экономист.

Структура правительства у нас сформирована по отраслевому принципу, другого во всем мире пока не придумано. Вот и надо закрепить национальные компании (к сожалению, с их долгами) за профильными министерствами. Хуже все равно уже не будет, зато может получиться существенно лучше – как с кадрами, так и с ответственностью», — резюмировал Петр Своик.

Политолог Данияр Ашимбаев высказал свое мнение о раздаче акций казахстанцам путем реализации IPO.

«На днях глава фонда Алмасадам Саткалиев в соцсетях объявил сбор предложений по реформированию «Самрук-Казыны», а через 2 часа пришел к выводам, что фонд должен заниматься теми же вопросами, что и ранее, а именно:

— Управление стратегическими активами;
— Агент Правительства РК по диверсификации экономики, поддержке МСБ и отечественных производителей;
— Инвестиции в инфраструктуру и несырьевые секторы экономики, реальные проекты и создание рабочих мест;
— Создание новых рынков, обеспечивая финансирование проектов на условиях, недоступных для частного сектора;
— Реализация социально значимых проектов.

Но, как всем хорошо известно, с этими задачами «Самрук-Казына» не справляется», — отметил г-н Ашимбаев.

Глупостью, по его словам, является и предложение «раздать акции народу».

«Если бесплатно и всем, то экономического эффекта не будет. Несколько тысяч тенге чистого дохода в год со структуры, которая собирается приватизировать наиболее доходные активы и при этом имеет огромные долги», — убежден политолог.

По словам Ашимбаева, «народное IPO» в массе своей также не обеспечит рост доходов населения по той же причине – для получения существенной прибыли нужно купить достаточно крупный пакет, что мало кому по карману. Даже если разрешить покупать акции или облигации ФНБ за счёт своих пенсионных накоплений.

«К тому же «Самрук-Казына» отчаянно сопротивляется сокращению своих функций по перераспределению финансовых потоков, а значит, прибыль будет только та, которую менеджмент захочет уступить. А если идти по пути популизма до конца и раздать все акции народу, то будет потеряна управляемость и контроль над деятельностью фонда», — обозначил свою позицию эксперт.

О том, как нужно реформировать фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», на днях рассказали и в мажилисе.

Депутат Аманжан Жамалов заявил, что непрофильные активы фонда нужно передать в конкурентную среду, а профильные – сначала финансово оздоровить, а затем реализовать через фондовый рынок, в том числе через народное IPO.

«Сегодня звучат предложения о том, чтобы раздать долю в фонде каждому гражданину. На первый взгляд, идея очень привлекательная. Однако, если посчитать, то выходит, что доход от такой доли при текущем финансовой состоянии «Самрука» составит всего 500 тенге на человека в месяц. Поэтому вместо того, чтобы махать шашкой, модернизируя всё без разбора, необходимо проанализировать, почему фонд оказался неэффективным», — заявил мажилисмен.