Это, похоже, единственный способ обратить внимание на проблемы старушки. Она сейчас живет в нечеловеческих условиях: больше 15 лет прикована к постели и не в состоянии сама ухаживать за собой. Единственным спасением стали соседи: они по возможности приносят продукты и лекарства. Порой бабушке даже нечего есть. Близкие родственники ее скончались, а дальние навещают крайне редко. Ну а соцработники о пожилой женщине и вовсе забыли.
Кульгайша апай не привыкла жаловаться, и свои проблемы всегда решала сама. Но 15 лет назад старушку парализовало. Первое время за бабушкой присматривали дети, но год назад их не стало. Теперь пенсионерка доживает дни в сырой и темной халупе. Порой даже остается без еды и лекарств.
Кульгайша Усаева:
— Ко мне никто давно уже не приходит. Соседи меня кормят и моют. Иногда приезжает племянник из города, но у него своя семья и меня он содержать тоже не может. Внук иногда заходит, но он болеет – с головой проблемы.
После смерти детей заботу о Кульгайше апай взял на себя ее племенник. Но всегда быть рядом он не может. За ней нужен постоянный уход. Пенсии бабушки – это около 37 тысяч тенге – едва хватает на питание и оплату коммунальных услуг. Родственники пытались определить старушку в дом-интернат и ничего не получилось.
Марат Усаев:
— Я здесь все пороги уже обил. А они мне только обещаниями успокаивают: «завтра будет, послезавтра будет». Если они и в следующий раз ничего не предпримут, я, наверное, возьму ее положу на каталку и привезу в акимат. И у них ее оставлю и пусть, что хотят и делают. Хотят у себя в кабинете держат.
У бабушки есть еще единственный внук. Но 20-летний Орынбет страдает психическим расстройством. За ним самим нужен постоянный присмотр.
Таисия Роминских:
— Такой шум вечерами бывает до двух ночи. Бывает, что диван вместе с бабушкой, вот так как даст, что аж ноги подскакивают. Конечно, издевается над ней и даже, по-моему, он ее бьет. Она там кричит и пищит ночами только так. Они-то ничего не слышат, а мне все слышно. Вот это все он сломал! Один ущерб от него, все снес в доме уже. Гоняет соседей и издевается над старушкой.
Соседи тоже неоднократно писали письма чиновникам. Но соцработники обещают помочь, только когда родственники соберут все необходимые документы.
Ержан Амирденов, аким пос. Байдыбек би:
— Необходимо получить направление со ВТЭКа, чтобы ее включили в программу индивидуальной реабилитации, и только потом ей будет предоставлен соцработник, который потом при необходимости будет приносить ей лекарства, помогать по дому, подать ей что-то. Также ей будут выдаваться памперсы, поскольку она лежачая.
В акимате пообещали предоставить пенсионерке инватакси и сиделку на время, пока родственники будут собирать документы. Сама же старушка беспокоится сейчас не столько за себя, сколько за внука: просит и его пристроить в лечебницу.