Несмотря на то, что пьеса написана драматургом в прошлом веке, аж в 1975 году, спектакль оказался на редкость актуальным, современным, хотя никаких таких особых нынешних примет, на первый взгляд, в спектакле нет…
«Когда на зрительный зал опустится темнота, на сцене загорится таинственный свет еще неизвестной нам страны…» — пишет драматург.
Открывается занавес, и мы попадаем в сказочный лес. В сказочный – потому что в нем обитают Лев и Свинья, Кролик и Осел, Лягушонок и Лиса… Вот такая компания… Ну а хозяином леса является, понятно, царь зверей господин Лев.
Льву, разумеется, надо питаться и он в качестве «блюда» выбирает себе бедного, несчастного, маленького Кролика. И тут такое начинается…
Несмотря не то, что спектакль предназначен для дошкольников и детей младшего школьного возраста, его с удовольствием смотрят и взрослые. Потому что многое здесь просто списано из нашей сегодняшней жизни. И подана вся эта история создателями спектакля мудро, весело, с фантазией…
Короля, как известно, делает свита, вот и страшный Лев на поверку оказывается глупым, беспомощным и трусливым, по сути дела, «голым королем». Он не может быстро бегать, он глуп – так как не в состоянии отличить собственное отражение в колодце от другого льва-соперника, ему удается лишь одно – запугивание обитателей леса собственным величием…
И свита у него подстать. Подхалимка Лиса – со своей фальшиво-изяшной походкой, Осел, понятно, туповатый и упрямый, Свинья, превозносящая Великой Свинство.
Но для свиньи обман и ложь
Как вилка к завтраку и нож,
И символом гостеприимства
Мы подаем на блюде свинство,
– поет она.
Но сказочник Устинов не верит в любовь без самопожертвования, дружбу без взаимопомощи, и сказки, в которых никто никого не спасает. Ведь в сказке, как и в жизни: было бы немного мужества, а спасать надо многих… И поэтому на помощь Кролику приходит отважный Лягушонок, казалось, самый маленький и беспомощный обитатель леса…
Всех восхищает Лиса в исполнении актрисы Кристины Золочевской, которая из спектакля в спектакль радует нас блестящим исполнением своих ролей. Интересен кролик – молодой актер Махсат Сахиулы, который показывает своего Кролика, так сказать, в развитии – слабый, маленький и трусливый в начале, в конце спектакля он становится храбрым и бесстрашным. С удовольствием смотрела я на Юрия Гнусарева – Льва, на Осла – Никиту Коньшина, на Лягушонка – Марию Куприянову…
Яркие декорации придумал художник Эрик Дюсембаев, а Максим Германцев подобрал и даже сочинил к спектаклю интересную музыку, которая, как в любом хорошем спектакле, становится его действующим лицом. Удалась Максиму песня «Маленьких бьют» — она и на редкость актуальна… Интересно и то, что Султан Усманов любит вставлять в свои спектакли классическую музыку, арии из известных опер – пусть дети привыкают к ним, на этот раз все это здорово получилось.
Не могу не сказать, что пьеса просто насыщена различными мудрыми фразами и афоризмами. И как всегда, порекомендовала бы родителям и учителям вспомнить их после спектакля с детьми и объяснить их смысл.
Например, «У того, кого все боятся, никогда не бывает друзей» или «Закон джунглей гласит: тебя съест тот, кого ты съесть не можешь…», «Тот, кто хватает самый большой кусок, когда-нибудь им подавится…», «В чужом лесу не бывает лучше, чем в своем, даже если в нем целые горы моркови и капусты»…
Я заглянула в Интернет и почитала информацию о так понравившемся мне драматурге. Лев Ефимович Устинов родился в 1923 году в Москве. В 1941 ушёл на фронт. Работал на стройках Средней Азии. Печататься начал с 1947 года. В начале 60-х годов совместно с Олегом Табаковым написал для театра «Современник» сказку «Белоснежка и семь гномов». В шестидесятые-семидесятые годы был самым репертуарным детским драматургом — его пьесы «Бочка меда», «Остров пополам», «Великий лягушонок», «Недотрога» шли в Советском Союзе, Греции, Америке и Африке. А его «Город без любви» и «Остров пополам», «Цыганская сказка» и «Знаменитый оружейник» стали яркой иллюстрацией основных чаяний 60-х и общего направления в литературе того времени.
Но классика на то и классика, что она актуальна в любые времена.
После премьеры спектакля группа журналистов и студентов-журналистов из КазНУ и университета «Туран» встретилась с актерами, исполнявшими главные роли в спектакле — Кристиной Золочевской (Лисой), Марией Куприяновой (Лягушонком) и Махсатом Сахиулы (Кроликом) на небольшой импровизированной пресс-конференции.
И говорили мы с актерами не только о спектакле, но и вообще об актерской жизни. Кристина Золочевская, например, помимо основной своей роли, ставила танцы в спектакле. Ей очень нравится эта работа… И танцевать она так любит, что, по ее словам, «когда музыка включается, ноги сами идут…»
Очень нравилось играть роль Кролика молодому актеру Махсату Сахиулы, и он очень рад, что попал именно в ТЮЗ.
— Я очень рада, что Султан Алимжанович доверил мне роль Лягушонка, — сказала Мария Куприянова, — мне всегда хотелось сыграть на сцене какого-то мальчика, и рада, если это получилось…
Кстати, со спектаклем связана интересная история. Сначала режиссер Султан Усманов решил немного изменить замысел драматурга и утопить «великого и ужасного Льва» в колодце… Нечего злодею делать в нашем добром сказочном лесу! – решил режиссер.
— Всем было от этого горестно, — сказала Мария Куприянова, — мне говорили: «Какой же ты великий Лягушонок, если утопил Льва…»
Расстроились и дети актеров, которые были первыми зрителями спектакля на генеральном просмотре: «Жалко Льва, пусть он в конце спектакля оживет…» В общем, под напором театрального общественного мнения доброта и гуманность победили и режиссер возвратил на сцену Льва, правда, уже не грозного, а с очень подмоченной репутацией.
Мы все очень надеемся, что он хоть немного, но перевоспитался…
В общем, дети и взрослые, приходите к нам театр, Великий лягушонок и его друзья из сказочного леса ждут вас!