Можно перечислять до бесконечности эти внешние признаки, одним из которых является тщательно подобранный гардероб. Ведь, как известно, «встречают по одежке».
Как и где одеваться преуспевающему человеку и, вообще, стоит ли обращать такое внимание на цену, марку и место, где была куплена та или иная вещь? Где престижнее одеваться: в бутиках или ..?
С распадом Советского Союза изменилось все. Теперь вместо сети государственных универмагов со стандартной одеждой для всех республик СССР и монополией государства даже на такое явление, как мода, у нас есть выбор.
Запад стал нам ближе, тенденции моды уже не так недосягаемы, как в эпоху «железного занавеса», а в городах стали появляться в несметном количестве бутики как известных французских и итальянских модельеров, так и фирм готовой массовой одежды, которые занимаются распространением и популяризацией собственной марки.
Шагая по московскому Арбату или прогуливаясь по этажам ГУМа, создается впечатление, что теперь Москва — столица моды: там уже больше нет отечественных отделов, кроме отделов с сувенирами, где цены проставлены в у.е.
Теперь ГУМ — это сплошь бутики различных модельеров, имен которых раньше никто не знал. Многие иностранцы, работающие в столице Российской Федерации, удивляются тому, как россияне могут себе позволить одеваться в этих новомодных бутиках с заоблачными, иногда совершенно неоправданными ценами.
В одной из программ «Принцип домино» на канале НТВ главный редактор журнала «Cosmopolitan» Эллен Фербеек заметила, что она до сих пор из Москвы едет за обновками к себе на Родину. «У нас бутик — это магазин, где может одеться почти каждый, не только избранные. Не понимаю, зачем тратить столько денег на вещи, которые во многом того не стоят». Но то Москва, а что у нас?
Как оказалось, и для нас такое «модное шествие» не прошло без последствий. В погоне за длинным тенге в Казахстане города стали наполняться «так называемыми» бутиками — красиво оформленными отделами, торгующими как эксклюзивными и качественными, так и товарами лишь издалека напоминающими качество. Эти псевдомагазины, вместо мировых брендов предлагающие людями марки турецкого или китайского производства, заполнили промежуточную нишу на пути к «отрисовке» облика преуспевающего человека.
Иногда встречаются исключения. Хотя называться бутиками они все же не могут. Смысл этого французского слова в том, что магазин одежды принадлежит либо кутюрье, либо фирме-изготовителю и служит для продвижения и представления, как на родине, так и зарубежом марки одежды, лейбла фирмы. Бутик, вобравший в себя, к примеру, одну только джинсовую одежду — не бутик джинсовой одежды, а просто-напросто специализированный магазин. Уж очень модным стало это слово в последнее время.
Родная нам «барахолка» — явление, существующее только на постсоветском пространстве, и всяческое его упоминание заставляет «наших» иностранцев нервно хихикать. Она — часть нашей переходной экономики, как безработица и нищие на улицах, один сплошной рынок, растянутый на многие километры, где можно найти все: от качественного и дорогого европейского товара, не продающегося в бутиках из-за большой арендной платы, до ширпотреба.
Кроме того, барахолка — это карманники, рыскающие в поисках невнимательных граждан, трата драгоценного времени, нервные срывы для тех, кто бывает там не часто, и многое другое. Иногда за это бывает вознаграждение в виде сэкономленных денег, иногда нет, но так или иначе люди едут сюда. Почему? Потому что знают: в городских «бутиках» можно зачастую найти то же самое, но раза в три дороже. Зачем тратить лишние деньги? Лучше потратить лишнее время! Как быть? Где престижнее одеваться людям и имеет ли престиж при выборе гардероба какое-то значение?
Максим Лопатин, рекламное агентство «Panda»:
«Конечно в бутиках, если речь идёт о престиже. На барахолке можно убить кучу времени и не найти ничего. В бутиках не многим дороже, но быстрее. Хотя если говорить о престиже, то престижно одеваться в Италии у портных, приобретая эксклюзивные вещи. Бутики — это лишь иллюзия эксклюзивности».
Айгерим Дуймагамбетова, радио «Европа Плюс Казахстан»:
«Престижнее? Престиж — это нечто, вызывающее уважение, я так понимаю? По мне, так лучше сочетать. Хоть и бытует мнение, что бутик — это хорошо отглаженная и отстиранная барахолка, но часто там попадаются действительно качественные, оригинальные вещи, которых на базаре не найдешь. А маечки и тому подобные мелочи проще и дешевле брать именно на барахолке. Тут дело не в престиже, а в удобстве и финансовых возможностях. И если вещь тебе действительно идет, какая разница, где ты ее приобрела?».
Евгения, успешная деловая женщина:
«Престижнее-то, конечно, в магазине… Я, к примеру, выбираю магазины, торгующие марками Беннетон, Мекс, Мотиви и Манго. Только эти. По цене и по качеству эти вещи меня устраивают. Я обожаю принарядиться, но в этом вопросе — не маньяк, уделяя гардеробу достаточное внимание, все же на нем не циклюсь: дорогие книги, косметика, отпуск в Европе — вот мои приоритеты. Одеваясь в Мотиви или Беннетоне, я и выгляжу прилично, и, помимо нарядов, имею ещё массу денежных знаков на потакание другим моим капризам и безумствам. А в других магазинах велика вероятность прикупить вещь с барахолки по безумно завышенной цене, а это ужасно неприятно. Были прецеденты. И, увы, многократно… «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ВЕЩЬ С БАРАХОЛКИ — ТО И ИДЕШЬ НА БАРАХОЛКУ».
Нурписов Алдонгар, бизнес-аналитик:
«Покупка одежды в бутиках указывает на социальный статус и определенный уровень дохода. И, безусловно, это престижно! Красивое внутренне оформление, продавец-консультант, тишина, удобные примерочные делают процесс выбора приятным.
Барахолка — для людей, которые иное просто не могут позволить… Престиж к барахолке совсем не применим. В бутиках можно найти оригинальные и интересные вещи. Мой выбор однозначен, только уровень сервиса и цены надо бы в бутиках поменять» (смеется).
Ерлан Аскарбеков, начальник отдела PR-проектов БТА:
«По-моему, престижность каждый определяет сам для себя. Если человек обладает изрядным вкусом и терпением, он (или скорее она) сможет найти замечательную вещь на барахолке. В таком случае, надо не стыдиться, а подчеркивать, что вещь с базара, таким образом, демонстрируя свою «самость», уверенный взгляд на мир и умение ориентироваться в нем без указок маркетологов и бренд-менеджеров, при всем уважении к последним.
Например, Марина Цветаева, красивая стильная женщина, в 1918 году щеголяла в валенках, хотя могла позволить себе одеваться как в довоеннное время. А можно потратить огромные деньжищи в бутиках на Родео-Драйв или в Харродс, и дорогие наряды будут как седло на известном парнокопытном. Престиж — это не бренд, это стиль человека, умноженный на его интеллект».
Сколько людей, столько и мнений. Однако все они правы в одном — такие тенденции как: наличие барахольных шмоток в магазинах, претендующих на звание бутиков, непомерно завышенные цены, не очень высокое качество — вызывают отторжение от культуры престижно одеваться.
Такая тенденция наблюдается не только у нас. В Москве многие состоятельные люди давно поняли, что в столичных бутиках покупать вещи — пустая трата денег. Дешевле поехать в ту же Францию или Италию, где, потратившись на билет, можно сэкономить на цене вещей, при этом хорошо отдохнув, побродив по древним европейским улочкам, и приобретя в итоге действительно качественную вещь.
В Париже, куда российские граждане давно стали наведываться, как в ближайщий модный магазин, менеджеры самых престижных магазинов считают своим долгом составлять рекламные проспекты прежде всего на русском языке. Потому что столько, сколько покупают туристы из России, не покупает никто… Разве что арабы. Приезжая с огромным списком покупок, россияне способны потратить десятки тысяч долларов. Тогда как пирижанки давно считают такие затраты непозволительной роскошью. Они одеваются в «Наф-наф», «Инфинитив» «Позитив» и других фирмах, производящих массовую готовую одежду.
Россияне знают, что все самые престижные бутики в Париже расположены на улицах Сент-Оноре и Фабор-Сент-Оноре — они им знакомы вдоль и поперек. Впрочем, специально искать модный магазин не обязательно: можно просто гулять и рассматривать витрины — обязательно подыщете что-нибудь в своем вкусе. Платье «от кутюр» стоит несколько тысяч долларов. Но знающие люди дожидаются распродажи коллекций уходящего сезона и приобретают шедевры в десятки раз дешевле их первоначальной стоимости.
«Сэкономить» невозможно лишь в случае с Домом Шанель: там никогда не устраивают распродаж, попросту сжигая устаревшие вещи.
Много русских и в еще одной столице моды — Милане. В центре Милана раскинулись десятки улиц со своими неповторимыми бутиками. Самой важной из них, несомненно, является via Montenapoleone, построенная в начале XVIII века в неоклассическом стиле. Здесь Вы найдёте весь цвет итальянской моды. Для российских туристов, едущих в Италию, многие агентства помимо культурных туров давно уже устраивают так называемые шоп-туры с посещением не торговых складов, а исключительно центральных бутиков: Valentino, Armani, Versace, Dolce e Gabbana, Ferre, Gucci, Krizia, Moschino, Fendi, Trussardi, Laura Biagiotti. Неделя автобусного тура обходится менее тысячи долларов. Кроме того, тут ещё и скидку можно получить процентов в 50.
Наряду с магазинами готовой одежды мировых брендов и эксклюзивными бутиками от кутюр, нельзя не упомянуть о портных. Ведь это отдельная довольно большая тема для разговора. Можете ли вы представить себе звезду, одевающуюся в магазине? Ну, хорошо, даже в именном бутике? Роберт Де Ниро или Билл Гейтс идет в тот же бутик, в который зашел … пусть хорошо оплачиваемый, но обычный калифорнийский служащий, получающий 1000 долларов в неделю? Люди, умеющие жить, и просто уважающие себя джентльмены никогда не будут носить массовую одежду! У каждого из них есть личный портной! И это касается не только знаменитостей. К примеру, для семьи английских лордов или испанской королевской династии — это способ существования, привитый поколениями, где явление «семейный портной» — профессия переданная от отца к сыну.
Личный портной — прежде всего культура. Правда немного трансформировавшаяся сегодня. Если раньше это был маленький сутулый итальянец или еврей (обязательно мужчина (!), женщины назывались «модистками» и занимались подбором одежды и, крайне редко, ее изготовлением) со своей лавочкой, где он собственноручно снимает мерки, подбирает ткань, кроит и шьет, то теперь «личный портной» — это, скорее, «модный дом», где вас встречает дизайнер, закройщик и швея.
«Личный портной, — говорит Наталья Соломеина, дизайнер одежды и хозяйка одного из модных домов в России, — это престижнее, чем дорогостоящий костюм из бутика, который, как ни крути, продукт массового производства без души и индивидуальности. По сей день самые богатые люди мира одеваются у личных портных. Другое дело, что пока «наши» к этому еще не приучены».
«Личный портной» — это:
1. Частное отношение. Для портного клиент не обезличен. Приходя в салон, клиент и дизайнер часто становятся друзьями. В самом дорогом бутике вас вряд ли будут приветствовать по имени, распивать с вами кофе и сплетничать о детях и секретаршах. В самом деле, за что можно любить какого-то Hugo Boss’a, если ему абсолютно до лампочки — кто я такой, но зато он не равнодушен к моему кошельку?
2. Вы получаете вещь — единственную в своем роде, и застрахованы от неприятных совпадений (встретить на официальном приеме партнера в таком же костюме).
3. Это сугубо индивидуальный подход к фигуре. Идеальная посадка. Так, как будет сидеть на вас костюм, сшитый личным портным, не будет сидеть ни один, даже самый дорогой.
4. Ручная работа, как минимум, на 50% дешевле.
5. Для портного желание клиента — закон. Вы можете что-то поменять в модели по ходу пьесы, на примерке.
И это далеко не все плюсы. В профессиональных и качественных ателье никогда не берут предоплаты за ту вещь, которую заказывает клиент. Порядок расчета происходит по готовности вещи. Таким образом, ателье или салон кровно заинтересованы в том, чтобы клиент был полностью удовлетворен.
Профессионалы считают, что приобретение вещей от престижных кутюрье за рубежом не только более чем накладно, но и сопряжено с риском получить явно не то, что вам на самом деле необходимо. Несмотря на высокую цену на ткань, сшитое в ателье изделие получается в два, а то и в три раза дешевле, чем это же самое изделие из этой же самой ткани, заказанное по каталогу. В салоне обязательно должен быть демонстрационный зал с квалифицированными консультантами, где клиенту все покажут и расскажут.
На самом же деле то, где и как одеваться — это личное дело каждого человека. Некоторым абсолютно все равно, что на них одето. Как актеру Брюсу Уиллису, который выходит на улицу в рваных джинсах, майке и бейсболке. Может, это связано с тем, что он хочет скрыться в толпе обычных людей, чтобы не быть узнанным папарацци, а может просто любит комфорт.
Многие покупают то, что им понравилось, и правильно делают. Будь то дорогая вещь из бутика или топик с барахолки, «главное — чтобы костюмчик сидел». Каждый выбирает для себя то, что на его взгляд подходит лично ему. Кто-то прогуливается по барахолке, так же как многие мебельные дизайнеры Франции — по блошиному рынку в поисках старого антиквариата по низким ценам. Кто-то направляется в модный бутик и не представляет для себя покупок где-то еще. А кто-то звонит личному портному.
Все мы люди разных вкусов, принципов, взглядов, размеров и финансовых возможностей. И понятие «престиж» для нас тоже разное.
Однако главное, что для нас остается едино, так это то, чтобы после совершения покупки у нас на душе было спокойно и радостно, и, чтобы надев обновку, мы встречали только восхищенные взгляды и нескончаемые комплименты.
Одежда должна красить человека и подчеркивать его достоинства!